Интервью с генеральным директором Clearaudio Робертом Зухи
Проигрыватели виниловых дисков, фонокорректоры, и аксессуары немецкого бренда Clearaudio хорошо известны среди любителей винила. Несмотря на то, что компания концентрируется на топовых продуктах, чтобы отвечать на вызов времени — производитель готовит еще более бюджетные решения. Вашему вниманию интервью редакции журнала Stereo&Video с Робертом Зухи (Robert Suchy), генеральным директором Clearaudio.
— Пять лет назад мы не ожидали, что нас ждет взрывной рост интереса к винилу. Тогда же во время интервью, по вашим словам, компания Clearaudio производила примерно 12 тыс. единиц продукции в год. Насколько изменилась эта цифра сейчас?
— Действительно, рынок винила и всего с ним связанного вырос намного сильнее, чем мы предполагали. За последние пару лет мы увеличили штат на четверть — и на заводе, и в отделе разработки. Если в 2015 г. мы выпустили порядка 20 тыс. единиц продукции, то в 2016 году собираемся преодолеть планку в 25 тыс.
— Раньше основным покупателем винила был аудиофил, а сегодня — хипстер или даже обычный любитель альтернативного рока. Планируете ли вы обновлять линейку в соответствии с новым трендом?
— Аналоговые штуки стали модными. Заметьте, прошлое поколение выросло на CD, и для них весь этот винил — это старье из отцовской комнаты. А новое поколение, люди до 25 лет, видят в виниловых дисках новый носитель: не знакомые с ним ранее, они заново его открывают. Сегодня молодежная аудитория приносит 30% всех покупок пластинок и проигрывателей. Конечно, в основном, они приобретают проигрыватели начального уровня, но это только старт формирования нового рынка: если они начинают, значит, они и продолжат. До недавнего времени мы боялись, что вся наша аудитория, которая тогда состояла в основном из мужчин 50-70 лет, уйдет и никого не останется. Но сейчас на их смену приходит молодежь, и это обнадеживает.
Конечно, новые покупатели не слушают классику в таких объемах, как их предшественники, но они покупают блюз, джаз и рок. Значительная часть —электронная музыка, которая, в общем-то, от винила никогда не отказывалась. Мы будем адаптировать часть моделей под этот новый рынок.
— Как вы думаете, винил пришел надолго или это кратковременный тренд?
— По нашим прогнозам рынок будет расти в ближайшие пять лет точно. Мы видим, насколько перегружены фабрики по производству пластинок: они работают круглосуточно и все равно не успевают выполнить заказы. Недавно выпустили новые машины для пресса винила, чего уже не было много лет. Я знаю, что в ближайшее время откроются одна фабрика в Японии, две в Германии, одна во Франции, две в США, еще одна в Британии. Бизнес инвестирует деньги в производство виниловых пластинок.
— Относительно недавно производитель Clearaudio обновил конструкцию топового проигрывателя Statement до версии V2. В чем состоит это обновление и доступно ли оно для владельцев первой версии?
— Прежде всего, это много улучшений в тонарме, он практически полностью переделан. Плато теперь сделано не из акрила, а из полиформальдегида (POM). Подшипник также доработали, у него отныне алмазно-титановое покрытие, которое никогда не сотрется. Чтобы упростить сервисное обслуживание, поменяли блок управления. Раньше, чтобы получить данные с микропроцессора, приходилось этот блок отсылать нам в Clearaudio, теперь же сервисный инженер сам может получить к нему доступ прямо дома у клиента. Апгрейд-кит для Statement уже доступен, он включает тонарм, подшипник, плато и блок управления. Стоимость около 19 000 Евро.
Clearaudio Statement V2
— Насколько удачной с точки зрения рынка оказалась конструкция Absolute Phono со встроенным в шелл каскадом усиления сигнала, и будете ли вы использовать данную концепцию в более бюджетных моделях тонармов и проигрывателей?
— Absolute Phono — продукт не начального уровня, мы не так много его продаем. Однако его практически невозможно встретить на вторичном рынке на досках объявлений в интернете, что очень хорошо. Мы считаем, что если аппарат массово стал продаваться на вторичке — значит с ним что-то не так, люди им недовольны.
И да, мы реализуем подобную схему в новом Balance+, который планируем выпустить в конце этого года или позже к выставке в Мюнхене. Кстати, на Munich High End мы выставляемся раз в два года. В 2017-м ожидайте от нас много интересных вещей, это будет настоящее шоу!
— Какие кабели вы используете для внутренней развязки?
— Это наши разработки, мы делаем кабели сами для себя. Полностью их разрабатываем, потом отдаем на производство тут же в Германии. Однако если заказчик хочет, мы можем оснастить любой аппарат выбранным им кабелем. Но это редкость, и случается до 1-2% от наших заказов.
— Как рынок воспринял вашу новую моющую машинку Double Matrix Professional Sonic?
— За последние два года это самый успешный продукт. Мы планировали производить около 200 единиц в год, но уже приходится делать по 300. Каждый покупатель, действительно каждый, говорил нам, что она ему очень нравится. Есть информация, что люди по второму разу моют уже очищенные на других устройствах пластинки и слышат улучшения в звуке. Говорили даже, что это самая лучшая моечная машинка на рынке. Как видите, приняли очень хорошо.
— Будут ли у вас модели со встроенным фонокорректором или АЦП?
— Думаю, что АЦП лучше использовать внешний, он не так важен для пользователя. А вот встроенный фонокорректор — это удобно, особенно для молодежной аудитории. Во-первых, у них зачастую нет возможности покупать все по отдельности, а во-вторых, их сетап выглядит как вертушка, подключенная к активной акустике.
В начале следующего года мы представим проигрыватель виниловых пластинок Concept Active со встроенным фонокорректором. Причем помимо фонокорректора, вертушка будет оснащена и усилителем для наушников с регулятором громкости. Тогда покупатели смогут использовать его сразу с наушниками, ничего больше не потребуется.
Электроника уже протестирована, разработка закончена, тестовое производство стартует на днях. Это будет отличный продукт.
— Какие еще новинки нас ожидают?
— Мы работаем над новой линейкой MC-головок, также планируем кое-что улучшить в наших и без того хороших моечных машинах. И у нас будет новая электроника, но пока я умолчу, какая именно. Определенно мы не разрабатываем акустику, но в лаборатории уже три года как зреют очень серьезные наушники. Они не будут предназначены только для прослушивания винила, это просто хорошие и качественные наушники. Мы используем технологию электростатов, потому что тонкая мембрана не создает настолько сильного давления на уши, как в динамических наушниках. Открытое, чистое и честное звучание — результат, который мы хотим получить.
Также скоро выпустим внешние блоки питания для вертушек серий Concept и Perfomance DC, которые дадут более чистую и стабильную энергию для мотора вертушки. И еще один оригинальный и очень сложный продукт — жидкость для пластинок, такое себе нанопокрытие, после которого в звуке пластинки станет меньше щелчков и треска.
— Вопрос о фонокорректорах. Вы их производите полностью сами или заказываете частично на стороне?
— Некоторые детали мы заказываем на стороне, мы просто не можем их произвести сами. Например, мы используем слюдяные конденсаторы с серебряными обкладками (silver mica), они дорогие, но уж очень хороши для фонокорректоров. Мы заказываем их в компании, которая производит их по нашим спецификациями. Также мы стараемся использовать немагнитные компоненты, включая резисторы. Это, кстати, непростая задача, поскольку немагнитные резисторы чаще всего делаются для военных целей, а не бытовой электроники. Мало того, что они дорогие, их еще и не купишь.
— У Clearaudio есть собственный лейбл, который выпускает пластинки и CD. Развиваете ли вы это направление?
— Не скажу, что мы активно туда вкладываемся, нас вполне устраивает текущая активность лейбла. Сейчас мы перевыпускаем некоторые релизы Deutsche Grammophon по лицензии. На данный момент мы уже выпустили около 30 наименований с этим легендарным лейблом на обложке. Есть и собственные релизы. У нас выходит примерно 2-4 релиза за полугодие. Но мы их тщательно готовим. Получив мастер-пленку с Deutsche Grammophon, делаем тестовый прессинг, если есть проблемы — дорабатываем на мастеринге. Иногда процесс занимает пару месяцев, прежде чем мы готовы выпустить это в нужном качестве.
В будущем к каждой пластинке мы приложим код для загрузки, чтобы пользователь мог сохранить себе релиз в лучшем качестве на своем цифровом устройстве. Многие хотят иметь музыку и в аналоге, и в цифре, так что это будет отличный бонус.
Clearaudio Concept Wood
— Какие продукты Clearaudio наиболее востребованы на рынке?
— Бестселлеры — проигрыватели Concept и Concept Wood. Для своей категории очень хорошо продается проигрыватель Perfomance DC. Естественно, вертушки Innovation покупаются больше, чем Master Innovation. Это вопрос цены.
Отмечу, что прекрасно продаются головки с подвижным магнитом. Особенно модель Maestro, потому что на сегодня это единственный картридж с подвижным магнитом, где стоит кантеливер из бора. Звук получается безупречный, как будто это головка с подвижной катушкой.
Несмотря на то, что модель Statement не назовешь массовым продуктом, ее в последнее время тоже покупают хорошо. Если раньше мы выпускали их по паре штук в месяц, сейчас уже приходится делать 4-6 вертушек. При уровне цены на данную модель, понимаешь, насколько это превосходный результат.
— И напоследок, что бы вы пожелали нашим читателям от лица компании Clearaudio?
— Это будут слова нашего отца Петера Зухе (Peter Suchy): «Всегда помни — аналог переживет всех нас». Так что наслаждайтесь чистым звуком виниловых пластинок и получайте максимум эмоций, заложенных в этом прекрасном живом формате.