Звуковые волны Cabasse Pacific
Компания Cabasse была создана в 1950 году французским любителем музыки Жоржем Кабассом на основании простого жизненного принципа – сильный ищет выход, а слабый – причину. Иными словами, если тебе что-то не нравится, сделай его лучше, чтобы ты был единственным объектом критики или похвалы.
Следует упомянуть еще один момент – наследственность фамилии Кабассе в производстве струнных инструментов (скрипок, виол, виолончелей и так далее). Средина 18 века была прекрасным временем для скрипичных дел мастеров разных стран, поскольку в европейских странах наблюдался мощный культурный взрыв, и каждое королевство, курфюршество, графство нуждалось в камерном оркестре, высококачественных инструментах и исполнителях. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов простых любителей музыки, которые не могли себе позволить приобрести шедевр, но на добротный инструмент у них хватало средств.
Эта тщательность в плане подачи чистоты звучания, а также отторжение малейших изменений или искажений были зафиксированы на уровне ДНК и передавались из поколения в поколение. Из представителей семейства Кабассе скрипичных дел мастеров не осталось, однако основатель фирмы Жорж и его сын Кристоф подарили владельцам громкоговорителей Cabasse возможность наслаждаться Музыкой во всей ее первозданности.
В настоящий момент в портфеле акустических систем французской фирмы Cabasse насчитывается три разных серии АС и около 40 моделей различных колонок: дизайнерские — lifestyle (La Sphere, L'Ocean, Baltic Evolution, Riga, Ki, iO2, Eole 3, Stream, Cineole, Alcyone), традиционные — tradition (Pacific 3SA, Pacific 3, Iroise 3, Egea 3, Ambrose, Bora, Santorin 30i, MC40, MT31), и встраиваемые — integration (Baltic в стенку,Riga в стенку, Altura MC в потолок, iO2 в основу, IC, Minorca в потолок, Antigua in wall, Santorin в стенку, Eole в стенку, Archipel в потолок, Zef 13 TR).
А на нашем стенде нас ожидает модель Cabasse Pacific 3. Это трехполосная напольная конструкция на первый взгляд выглядит достаточно массивно: (высота – 131 см, ширина – 29 см и глубина – 59 см), однако, благодаря изящной конфигурации корпуса, оригинальному расположению динамиков, эта «тяжеловесность» нивелируется, а шестикратная отделка лаком привносит корпусам некий шарм.
Главной же особенностью являются средне – и высокочастотные динамики «в одном флаконе», то есть коаксиальные излучатели, которые расположены на одной оси. Нельзя сказать, что фирма Cabasse была первооткрывателем этого направления. Достаточно вспомнить Tannoy и KEF. Однако, французы пошли дальше. Они использовали абсолютно неожиданные для мембран компаунды и разработали Пространственно-Когерентную Теорию (Spatial Coherent Source - SCS). Об этом чуть позже, а сейчас закончим с динамиками.
Высокочастотный излучатель диаметром 35 мм изготовлен из композита Kaladex на основе известного материала DuPont. Разработчики Cabasse решили отойти от металлической диафрагмы, поскольку Kaladex не только обладает повышенным уровнем жесткости, но и внутренним демпфированием, которые препятствуют появлению высоко-частотных модов искажения. Соотношение между жесткостью и плотностью в пластмассовых изделиях также обеспечивают высокий уровень эффективности и минимальные искажения.
Среднечастотный динамик диаметром 160 мм изготовлен из композитного материала Duocell на основании формулы Rohacell, которая часто применяется в аэрокосмической промышленности. Пенопласт с закрытыми порами обладает чрезвычайно низкой плотностью, которая обеспечивает высокий коэффициент полезного действия. Инженеры фирмы Cabasse разработали специальный производственный процесс, который позволяет модифицировать механические характеристики Duocell для того, чтобы достичь высокого уровня демпинг фактора без потерь присущей этому материалу жесткости.
Низкочастотный преобразователь диаметром 210 мм представляет собой ячеистый купол, который способен воспроизводить свой спектр до 41 Гц. Кроме того, в громкоговорителях предусмотрены направленные вниз трубы фазоинвертора, которые позволяют избежать ненужных присвистов, возникающих в процессе воспроизведения соответствующих музыкальных инструментов.
Следует отметить, что все динамики разработаны и созданы специалистами фирмы Cabasse в городе Бресте провинции Бретань практически на самой западной точке атлантического побережья Франции. В научно-исследовательских разработках принимает участие около 50% сотрудников. Четверо сотрудников Научно-Исследовательского Отдела обладают высшими научными степенями в таких отраслях, как акустика, физика, электроника, что свидетельствует к серьезному подходу фирмы и ее руководства к изучениям перспектив развития компании.
Об этом нужно было писать в первую очередь, ибо вопрос, который мы планируем рассматривать сейчас, напрямую связан с формированием звуковых волн и их равномерного рассевания по комнате прослушивания.
Пространственная Когерентная Система Cabasse
Spatial Coherent Source (SCS)
В большинстве случаев, будь-то в домашних условиях или специальной комнате прослушивания, звуковое поле формируется с помощью волн, на 30% исходящих непосредственно из громкоговорителей, и 70% отраженных от стен, потолка, предметов мебели. Следует также упомянуть, что эти прямые волны накладываются на отраженные, формируя дополнительные нежелательные эффекты. При неправильной установке акустических систем пропадает чистота и прозрачность музыкальных образов, мозг вынужден «дорисовывать» провалы в музыкальных картинах, возникает усталость. Таким образом, вторые непрямые или отраженные волны имеют большое значение для качества воспроизведения.
Когда вы перемещаете колонки по комнате, отыскивая оптимальное место для них, вы можете варьировать соотношение прямых и отраженных звуков, чтобы получить наилучший тональный баланс и наилучший стереофонический образ в точке прослушивания. Отраженные звуки излучаются колонками за пределами их осей по всему корпусу колонки. Чтобы сделать отраженные звуки максимально когерентными, нужно найти вне оси излучателя такое же отсутствие задержки между звуками, воспроизводимыми разными динамиками колонки. Баланс между прямыми и отраженными звуками должен также иметь верные пропорции, так как слишком большое количество отраженных звуков будет создавать слишком большую пространственность с нестабильным и неточным образом. Если слишком много прямых звуков, тембры могут быть верными, но образ будет плоским, не имеющим глубины в центре. Несмотря на то, что акустические характеристики комнаты оказывают влияние на качество отраженных звуков и таким образом окрашивают звук каким-то своим образом, важно, чтобы звук, излучаемый вне оси (off-axis) был нейтральным и прозрачным.
С одной стороны практически невозможно получить полную прозрачность, смешивая цвета, а с другой – наш мозг ассимилирует колористику комнаты, в которой мы находимся. Благодаря этой возможности, при отсутствии микрофонов, мы можем узнавать тембры инструмента или голоса в любом помещении.
Поиск стерео аппаратуры занял достаточно много времени, хотя разработчики фирмы утверждают, что колонки Cabasse не критичны у аппаратам. Я перепробовал комбинации с многоканальными ресиверами и стерео усилителями, и рискнул подсоединить их к паре EAR Yoshino (проигрывателя компакт-дисков EAR Acute Classic и интегрированного усилителя V12), о которой уже писал.
Почему рискнул? Дело в том, что рекомендуемая мощность колонок для адекватного звуковоспроизведения должна составлять 150 Вт (у V12 – 50 Вт). Чувствительность – 87 дБ при номинальном импедансе 8 Ом. Казалось бы, усилитель со средними параметрами вряд ли способен полностью раскрыть потенциал крупногабаритных акустических систем. Но страхи оказались напрасными. Во-первых, усилитель на пентодах и его «коллега» на транзисторах – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Во-вторых, комплект звучал необычайно слажено. Даже такая сложная музыка, как прогрессив-рок из альбома The Astonishing в исполнении группы Dream Theater воспринималась цельно, насыщенно, я бы даже сказал сочно, и, несмотря на все богатство музыкальной фактуры, с большим запасом нюансов и четкой прорисовкой динамических всплесков.
Джаз был представлен прекрасным альбомом известного киевского коллектива RadioBand Алекса Фокина. Это один из лучших бендов Украины, в котором собрались как молодые, так и опытные джазовые музыканты нашей страны, своеобразный сплав юношеского задора и зрелости исполнителей со стажем. Сам концерт проходил во Дворце «Украина», однако правильное расположение микрофонов и прекрасная работа звукорежиссеров позволили добиться отличных результатов. Прежде всего, прекрасно раскрывалась звуковая сцена с точечной прорисовкой каждого источника. Запись передавала ощущение праздника, инструменты медной группы сверкали всеми красками музыкальной радуги. Особенно понравилась ритм-секция, где кроме стандартного комплекта барабанов весь свой потенциал раскрыли мелкие ударные ударные инструменты.
И последнее – вокал, оперные арии, популярные песни в исполнении известного итальянского тенора Андреа Бочелли. Каждый раз, когда слушаешь его записи, первое, что тебя потрясает – это эмоциональность исполнения. Она цепляет слушателя и преследует его повсюду. Это – как бы общая характеристика. Но есть и много нюансов, - богатство тембров, как сольное, так и совместно с другими исполнителями / исполнительницами, что придает оригинальный окрас любой песне и сражает слушателя наповал.
Подводя итоги, можно утверждать, что, если комплект EAR Yoshino воспринимался, как должное, то есть он должен играть прекрасно, потому что это Yoshino, то Cabasse Pacific были приятной неожиданностью в качестве акустической системы. Я настоятельно рекомендую прослушать этот комплект, уверен, что вы получите огромное удовольствие, и не удивлюсь, если Pacific завоют даже награды. Вкушайте и наслаждайтесь!