Новый рубеж взят! Обзор 8 К проектора для домашнего кинотеатра JVC DLA-NX9
Не успел стихнуть шум, сопровождавший переход домашнего видео от разрешения Full HD к 4K, а впереди все увереннее просматривается новая перспектива. И имя ей, как не сложно догадаться, 8K. И пусть о контенте с подобным разрешением и способах его распространения ясности пока практически нет, зато законодатели моды в области устройств отображения уже показывают первые прототипы техники. А компания JVC и вовсе представила первый 8K-проектор, который можно купить уже сегодня.
Главной новостью прошедшего года от компании JVC стало появление матриц D-ILA для бытового применения с реальным разрешением 4K и, соответственно, трех моделей проекторов на базе этих матриц. До этого момента в 4K-проекторах JVC (за исключением топовой лазерной модели DLA-Z1) использовались матрицы Full HD, а итоговое разрешение изображения 4K получалось в результате применения фирменной технологии e-shift (об особенностях этой технологии мы поговорим чуть позже). В то же время основной конкурент JVC на рынке проекторов для домашних кинотеатров, компания Sony, выпускала модели с SXRD-матрицами, обладающими реальным разрешением 4K. И вот осенью прошлого года паритет в разрешении матриц был восстановлен, и свет увидели первые проекторы JVC с нативным разрешением 4K – JVC DLA-NX7 и JVC DLA-NX5. Но списывать со счетов технологию e-shift, прекрасно зарекомендовавшую себя в предыдущие годы, было бы неразумно. И ее адаптировали для работы с новыми матрицами и реализовали в топовой модели компании JVC DLA-NX9, разрешение которого достигло рекордного для современного бытового видео значения 8K.
Итак, проектор JVC DLA-NX9B базируется на триаде новейших фирменных матриц D-ILA с диагональю 0,69 дюйма, межпиксельным расстоянием 3,8 мкм и реальным разрешением 4К (4 096 x 2 160 точек). Итоговое разрешение изображения 8K (8 192 x 4 320 точек) получается в результате применения технологии 8K e-shift, на которой мы остановимся подробнее. Эта технология базируется на инерционности человеческого зрения, за счет которой два формируемых последовательно полукадра интегрируются мозгом в единую картинку. Фактически исходное изображение с разрешением 8K делится на два полукадра с разрешением 4K, которые выводятся на экран один за другим с физическим сдвигом на половину пикселя по диагонали. Этот прием позволяет использовать для формирования изображения матрицы с вдвое меньшим разрешением, чем исходный кадр. Вообще, инерционность зрения для интеграции последовательно формируемых изображений применялась в видеотехнике задолго до появления системы e-shift – правда, для решения других задач.
К примеру, на этом принципе построены одночиповые DLP-проекторы, в которых цветная картинка формируется из нескольких последовательно выводимых на экран составляющих RGB. Или можно вспомнить старые системы телевизионного вещания, в которых изображение формировалось за два прохода - отдельно по четным и нечетным строкам (так называемый интерлейсный сигнал), что позволяло использовать каналы передачи с меньшей пропускной способностью (необходимой для трансляции полосой частот). Замечу, никакого компромисса в таком способе формирования картинки нет – в итоге на экране действительно получается изображение с разрешением 8K. Если только возрастает нагрузка на зрение, как это бывает при использовании одночиповых DLP-проекторов. Но, справедливости ради, в случае микрозеркального одночипового 4K-проектора зрение нагружается куда сильнее, поскольку итоговое изображение раскладывается на большее количество составляющих. Более того, львиная доля современных DLP-проекторов с разрешением 4K построена на одной микрозеркальной сборке DMD с нативным разрешением Full HD и оптическом актуаторе XPR, работающим аналогично системе e-shift. То есть, в таких аппаратах итоговое изображение формируется из двух полукадров, смещаемых по диагонали, что увеличивает разрешение, каждый из которых, в свою очередь, разложен на цветовые составляющие RGB. И зрение вполне справляется с такой нагрузкой.
Но, вернемся к проектору JVC DLA-NX9B. Понятно, что принимать от внешних источников видеосигнал с разрешением 8K аппарат не может. Текущая версия HDMI не поддерживает трансляцию такого видео, да и соответствующий контент ограничивается пока единичными демонстрационными роликами для показа на выставках. Означает ли это, что такое разрешение пока излишне для устройств отображения? Вовсе нет. Давайте вспомним ситуацию на рынке видеотехники на рубеже веков. Основным носителем качественного видео тогда был диск DVD, предлагающий стандартное разрешение картинки (720 x 480 / 720 x 576). Но продвинутые модели телевизоров и проекторов обладали разрешением HD Ready (1280 x 720), а топовые экземпляры даже Full HD (1920 x 1080). Исходный материал адаптировался к высокому разрешению специальными устройствами – скалерами, которые могли быть выполнены как отдельные компоненты, либо встраивались или в проигрыватели дисков, или в устройства отображения. В результате удавалось существенно повысить качество картинки. Особенно это было заметно для проекторов, что вполне предсказуемо – именно на больших экранах недостатки низкого разрешения исходного материала проявляются наиболее сильно. Причем такой порядок вещей сохранялся довольно продолжительное время, до тех пор, пока формат DVD не уступил свое место Blu-ray.
Аналогичный процесс, лишь более сжатый по времени, можно было наблюдать при переходе домашнего видео от разрешения Full HD к разрешению 4K. А сегодня мы присутствуем в самом начале очередного витка к разрешению 8K. Да, на каждом витке этой спирали увеличивалась диагональ экрана, начиная с которой прирост качества становился очевидным. Но и стандарты домашних кинозалов не стоят на месте. Сегодня в бескомпромиссном домашнем кинотеатре экран диагональю 150-180 дюймов не удивляет. А для такого размера необходимо действительно высокое разрешение картинки.
Но разрешением и матрицами проблема качественного воспроизведения видео не ограничивается. Не меньшее (а, возможно, и большее) влияние на результат оказывает качество оптической системы. Именно она определяет в какой мере будет раскрыт потенциал заложенных в проектор технологий. И, в то же время, именно она наибольшим образом влияет на цену устройства. И здесь компания JVC что называется "держит марку", по-прежнему оснащая все свои D-ILA-проекторы только стеклянной оптикой. И модель JVC DLA-NX9 не стала исключением. Здесь используется объектив от лазерного флагмана компании JVC DLA-Z1, то есть, лучшая оптическая система в истории JVC. Высочайшее оптическое разрешение, способное в полной мере раскрыть потенциал 8K-видео, достигается применением только линз из просветленного стекла диаметром 100 мм (18 элементов в 16 группах). Объектив выполнен в алюминиевой оправе, полностью моторизован и допускает смещение изображения как по вертикали, так и по горизонтали в довольно широких пределах, что облегчает установку проектора.
Логично было бы ожидать в топовой модели использования источника света Blu-Escent на базе 48 лазерных диодов, который применен в проекторе JVC DLA-Z1. Но здесь, видимо, производитель решил удержать приемлемую цену на DLA-NX9 и использовал в конструкции обычную ртутную лампу высокого давления мощностью 265 Ватт. Быть может, лазерный источник мы увидим в следующем поколении этой модели. Впрочем, обычная проекционная лампа здесь обеспечивает световой поток 2 200 люменов, чего вполне достаточно для работы с экранами, диагональю 150-170 дюймов в условиях полного затемнения.
Традиционно мощный видеопроцессинг JVC в модели DLA-NX9 достиг новых вершин. Проектор успешно справляется не только со скалированием любого материала до разрешения 8K, но и с такими задачами, как вставка дополнительных кадров для сглаживания движений на экране. JVC DLA-NX9 буквально напичкан различными электронными системами, улучшающими качество воспроизведения видео. Среди них отметим Auto Tone Mapping, оптимизирующую настройки картинки для отображения контента в формате HDR10, и технологии Clear Motion Drive и Motion Enhance, поддерживающие видео в формате 4K60P (4:4:4) и минимизирующие смазывание и размытие объектов при их быстром перемещении в кадре. Несмотря на традиционный для JVC высочайший уровень статической контрастности, достигающей здесь значения 100 000 : 1, в JVC DLA-NX9 реализована и динамически управляемая диафрагма, применение которой позволяет получить контрастность 1 000 000 : 1
Рекордный уровень этого важного для любого проектора показателя в сочетании с поддержкой видео с расширенным динамическим диапазоном HDR10/HLG обеспечивает действительно объемную картинку с натуральной цветовой палитрой и глубочайшим черным цветом. Закономерным результатом стала сертификация проектора THX 4K Display и isf ccc. И, наконец, JVC DLA-NX9 поддерживает трехмерное видео, что встречается сегодня, к сожалению, все реже. Чтобы воспользоваться этой возможностью нужно лишь приобрести фирменный 3D-трансмиттер PK-EM2 и 3D-очки PK-AG3, общающиеся с трансмиттером по радиоканалу, в нужном количестве.
Писать о впечатлениях о работе JVC DLA-NX9 просто и сложно одновременно, поскольку критиковать его картинку просто не за что, но и довольно сложно передать все эмоции, вызванные созерцанием изображения на экране. Компания JVC к выходу новой серии проекторов подготовила демонстрационный диск 4K UltraHD Blu-ray с несколькими роликами в формате HDR, очень грамотно исполненными. Просматривая этот материал, создается полное впечатление, что смотришь в распахнутое окно – настолько сочная, насыщенная мельчайшими деталями и лишенная какой-либо дискретности картинка возникает перед глазами. Огромный динамический диапазон проектора можно оценить, наблюдая за выступлением жонглера с факелами в практически полной темноте. Мечущиеся языки пламени в кромешной тьме, которая, что характерно, не сбивается в чернильное пятно, сохраняя фактуру, выглядят как настоящий огонь, а не его бледная интерпретация. Придирчиво обращаем внимание на периферию кадра, участки, наиболее подверженные оптическим искажениям. Но нет, ни расфокусировки, ни заметных аберраций не заметно.
Обычные коммерческие релизы фильмов на дисках 4K UltraHD Blu-ray тоже предстают в своем лучшем виде. Самые динамичные сцены современных блокбастеров не смогут поставить JVC DLA-NX9 в тупик – прорисовка движений в кадре очень четкая, без каких-либо смазываний и размытости. Сочные натуральные краски, высочайшая контрастность и корректная отработка материала HDR, придающие изображению на экране объем, сочетаются здесь с действительно высоким разрешением, позволяющим без нареканий обслуживать действительно огромные для домашних кинозалов экраны. Новая эра домашнего видео наступила!
Технические характеристики проектора JVC DLA-NX9
- Тип – 8K HDR D-ILA-видеопроектор для домашнего кинотеатра
- Матрицы:
- тип, размер (дюймов) – 3 х LCOS; 0,69";
- физическое разрешение 4 096 x 2 160 пикс.
- Разрешение изображения, пикс. – 8 192 x 4 320 (8K e-shift)
- Тип лампы – NSH, формат изображения – 16:9
- Мощность лампы, Вт – 265
- Световой поток, ANSI-лм – 2 200 (в режиме Normal)
- Ресурс лампы, ч – 4 500 (в режиме Low)
- Поддержка – HDR10, Hybrid Log Gamma, BT.2020, Rec.709
- Контрастность:
- 1 000 000 : 1 (с динамической диафрагмой)
- 100 000 : 1 (натуральная)
- Минимальное фокусное расстояние для проецирования на 106 дюймов, м – 3,1
- Объектив – диаметр 100 мм, алюминиевая оправа, только стеклянные линзы (18-элементов в 16-группах)
- Сдвиг изображения – моторизованный - по вертикали: 100%, по горизонтали: 43%
- Сертификация – THX 4K DISPLAY, ISF
- Дополнительно – поддержка 3D (очки и эмиттер приобретаются отдельно)
- Видеовходы – HDMI 2.0a HDCP 2.2 (2)
- Выходы – триггер 12В, 3D-эмиттер
- Управление – RS232, Ethernet RJ45, USB type A (служебный)
- Уровень шума – нет данных
- Потребляемая мощность – 400 Вт
- Размеры (Ш x В x Г) – 500 x 234 x 518 мм
- Вес – 21.8 кг
Плюсы
Потрясающая яркость и контрастность изображения, высочайшая плотность картинки, широкий цветовой охват, натуральная цветопередача, поддержка всех актуальных видеоформатов, гибкая моторизованная оптическая система со стеклянными линзами, мощный видеопроцессинг, сертификация THX и ISF
Минусы
Не обнаружены
Итоги
- Дизайн 95
- Качество изготовления 95
- Изображение 100
- Функции 95
Итого: 95
Выводы
Сильный претендент на центральную роль в бескомпромиссном домашнем кинотеатре. И пусть контента с разрешением 8K практически нет, да и воспринять его извне JVC DLA-NX9 не в силах – способность формировать такую картинку будет кстати при работе с действительно большими экранами. Но важно и то, что к рекордному разрешению здесь прилагается качественная оптика, референсная контрастность, идеальная работа с цветом и мощный видеопроцессинг – все то, за что мы так любим проекторы JVC.
Источник: hi-fi.ru