А теперь с лазером! JVC LX-NZ3 – тест лазерного 4K DLP-проектора
Первый бюджетный кинотеатральный 4K-проектор компании JVC, базирующийся на микрозеркальной технологии DLP, LX-UH1 пользуется большим успехом с момента появления в продаже. Получить фирменную картинку JVC менее чем за 3000 у.е. – предложение, от которого невозможно отказаться. Новый DLP-проектор компании вдвое дороже. Чем же по замыслу производителя он должен привлечь внимание любителей домашних кинопросмотров? Давайте разбираться.
Как и младшая модель линейки, JVC LX-NZ3 построен на микрозеркальной сборке DMD с диагональю 0,47 дюймов производства Texas Instruments и оптического актуатора XPR. Использование актуатора, подобно фирменной системе e-shift, которая работает в проекторах D-ILA, позволяет формировать 4K-изображение при помощи чипа с физическим разрешением Full HD. Важно, что никакого лукавства или чуда здесь нет. Для достижения разрешения 4K используется инерционность человеческого зрения – итоговая картинка складывается из составных "полукадров", выводимых на экран последовательно с оптическим смещением. Именно этим смещением и занимается актуатор XPR. За счет того, что зеркала в DMD-чипах способны срабатывать с огромной скоростью (существенно превосходящей все известные технологии формирования изображения), человеческий глаз не замечает этих "переключений" и интегрирует кадр воедино.
Ровно то же самое происходит при формировании цветного изображения в одночиповых DLP-проекторах, когда отдельные цветовые компоненты RGB проецируются на экран последовательно, а глаз за счет инерции восприятия интегрирует их в цветную картинку. Только в данном случае вместо цветовых компонент выводятся разные полукадры, сдвинутые друг относительно друга. Кстати, цвет здесь также формируется способом, описанным выше. Другими словами, чтобы воспринимать такую картинку как единое целое, скорость работы зеркал DMD-чипа должна быть огромной. И сборки от Texas Instruments успешно справляются с этой трудной задачей. Для формирования цветовых составляющих изображения, как в любом одночиповом DLP-проекторе, используется цветовое колесо. Здесь оно 6-сегментное RGBRGB, то есть, без белого сектора, часто применяемого в презентационных моделях для повышения яркости картинки. Отсутствие белого сектора благотворно сказывается на натуральности цветопередачи, а с яркостью у JVC LX-NZ3 и так проблем нет. Почему? Расскажем дальше.
Главным, если не единственным, отличием проектора JVC LX-NZ3 от младшей модели LX-UH1 стало использование лазерного источника света BLU-Escent вместо привычной ртутной лампы высокого давления, что дает целый букет преимуществ, на которых остановимся чуть ниже. Но подобное решение пока остается довольно дорогим, что вынуждает производителей использовать его лишь в топовых моделях проекторов. Так, у JVC в номенклатуре до недавних пор была единственная модель с таким источником – DLA-Z1, построенная на трех матрицах D-ILA. Стоимость этого проектора более чем в шесть раз превосходит цену JVC LX-NZ3. Безусловно, процесс проникновения передовых технологий "сверху вниз" неизбежен, и нужно лишь подождать, когда лазерные источники света попадут в бюджетный сегмент.
И вот проектор JVC LX-NZ3 сигнализирует о том, что этот момент настал. Удивительно, что в случае JVC этот процесс произошел скачкообразно – лазер с топовой позиции перескочил сразу в бюджетный сектор, минуя актуальную линейку проекторов D-ILA, построенных на матрицах с нативным разрешением 4K. Предположу, что причина здесь лишь в цене – если DLP-проектор с актуатором и лазерным источником удалось оставить в конкурентных ценовых рамках, то модели D-ILA получились бы слишком дорогими, и маркетологи JVC решили не рисковать и оставить в старшей линейке проекционные лампы высокого давления. Будем надеяться, что замена их на лазерные источники света (пусть частичная) произойдет в следующем поколении проекторов D-ILA.
Чем же так хороши лазерные источники света? Источник BLU-Escent это сборка синих лазерных светодиодов с фосфорным колесом, преобразующим синий свет в белый. Особенностью лазерного излучения является его когерентность, то есть, способность сохранять во времени разность фаз составляющих излучение волн в пространстве. Подобное излучение позволяет достигать в проекционной технике более насыщенных и натуральных цветов. Кроме того, быстродействие светодиодов позволяет динамически управлять интенсивностью излучения, что позволяет достичь более высоких показателей контрастности картинки. Но и это еще не все. Лазерный источник света имеет кратно больший ресурс в сравнении с проекционной лампой высокого давления. Если для такой лампы типичным значением является 2 тысячи часов (встречаются варианты с ресурсом 4 и даже 6 тысяч часов, но они довольно редки), то для лазерного источника ресурс 20-30 тысяч часов – норма. Таким образом, фактически источник света в проекторе перестает быть расходным материалом.
Кроме того, отличается и сам процесс потери яркости источником света с течением времени. Как известно, ресурсом источника света считается отрезок времени, в течение которого яркость излучения падает вдвое. Но никак не оговаривается, как такая потеря яркости будет происходить. Для лазерного источника света этот процесс гораздо более плавный и линейный. И последнее преимущество, на которое хотелось бы обратить внимание – применение лазерно-фосфорного источника света BLU-Escent позволяет проектору JVC LX-NZ3 достигать высокой яркости 3 000 люмен, что в полтора раза превышает аналогичный показатель у младшей модели. Такой световой поток достаточен, чтобы обойтись без полного затемнения кинозала. То есть, при дневном свете смотреть кино с удовлетворительным качеством, как на телевизоре, конечно, не получится, но плотных штор на окнах днем будет вполне достаточно, а в темное время суток в комнате допустима даже неяркая фоновая подсветка.
В остальном новинка очень похожа на JVC LX-UH1. Здесь точно такая же оптическая система с ручными регулировками объектива и возможностью сдвига картинки в довольно широких пределах (±60% по вертикали, ±23% по горизонтали). Фокусное расстояние объектива довольно небольшое, что в сочетании с широкими пределами зумирования позволяет использовать проектор как в сравнительно небольшой гостиной городской квартиры, так и в просторном кинозале загородного дома. Коммутационные возможности тоже повторяют младшую модель – для подключения источников видео "по цифре" предусмотрены два порта HDMI, причем, один из них соответствует версии 2.0a с поддержкой спецификации защиты авторского контента HDCP 2.2. Именно к этому порту следует подключать проигрыватель дисков Ultra HD Blu-ray или другой источник высокого класса. Проектор готов принимать видео с параметрами вплоть до 4K HDR10 / 60p / 4:4:4 / 36 бит, 4K HDR10 / 60p / 4:2:2 / 36 бит и 4K HDR10 / 24p / 4:4:4 / 36 бит. Второй порт HDMI версии 1.4b можно задействовать для коммутации с источниками с разрешением Full HD.
Аналоговый видеовход VGA на разъеме DB15 отнесем в разряд "чтобы был" – вряд ли сегодня в домашнем кинотеатре этот вход будет востребован, а вот выход триггера на разъеме миниджек очень даже может пригодиться при организации управления экраном с электроприводом, освещением кинозала или шторами/рольставнями на окнах. Порт RS-232 можно использовать для дистанционного управления проектором в системах "умного дома". Из коммутационного арсенала мы пока не упомянули два порта USB. Нет, проектор не имеет на борту мультимедийного проигрывателя, как могло бы показаться – один из портов USB типа А может использоваться для питания внешних устройств (например, портативного сетевого мультимедийного плеера, вставляющегося прямо в порт HDMI), а второй типа miniUSB служит для обновления прошивки проектора.
Тестирование проектора проводилось в подготовленном помещении с полным затемнением в связке с универсальным проигрывателем Blu-ray дисков. Изображение проецировалось на белый экран Stewart диагональю 130 дюймов. Сразу хочу сказать про "обратную сторону медали" высокой яркости проектора — при полном затемнении, если размерность кадра не совпадает с размерностью экрана (например, при демонстрации видео 21:9 на экране 16:9), свободные от картинки поля, которые в идеале должны быть черными, таковыми не являются, демонстрируя довольно сильную засветку. И это вовсе не недостаток проектора – при яркости 3000 люмен в полной темноте добиться абсолютного черного практически невозможно.
Выход? Их два – либо использовать экран с меняющимся соотношением сторон, когда неиспользуемые части экрана закрываются специальными черными шторками, либо перевести проектор в менее яркий режим работы. Таких режимов у JVC LX-NZ3 два – eco, когда яркость снижается постоянно, либо динамический variable low, когда яркость определяется характером отображаемого кадра. Обращаю внимание, речь выше шла о работе проектора в условиях полного затемнения комнаты. Если же в вашем кинозале присутствует небольшая засветка, смело выбирайте режим normal, либо variable high – ни один из кинотеатральных проекторов, по крайней мере в этой ценовой категории, не обеспечит вам картинку подобного качества в условиях неполного затемнения.
Видеоролики 4K HDR с демонстрационного диска JVC, подготовленного к выходу актуальной линейки D-ILA-проекторов компании, сразу подчеркнули дистанцию, разделяющую JVC LX-NZ3 и младшую DLP-модель. Здесь изображение показалось куда более насыщенным и плотным. Цветопередача была близка к референсной. Картинка полна самыми мелкими деталями, а отображение тончайших цветовых оттенков и нюансов яркости выполняется очень корректно. Да, эти ролики специально подготовлены для демонстрации возможностей проекционной техники, и реальным трансферам кинофильмов до них в большинстве случаев не дотянуться. Но именно поэтому для сравнения такой материал подходит лучше других вариантов. Высокая яркость позволяет JVC LX-NZ3 эффективно работать с видео в формате HDR – реальный киноматериал с расширенным динамическим диапазоном отображается JVC LX-NZ3 очень корректно – без черных дыр вместо теней, и без явных пересветов светлых участков кадра.
Отмечу эффективность фирменной технологии Auto Tone Mapping обработки материала HDR, задача которой достигать лучшей цветопередачи HDR-видео без дополнительной калибровки. И с этой задачей данная технология справляется блестяще. Сложные для воспроизведения телесные оттенки кожи на экране выглядят просто живыми, а зелень весенней листвы деревьев выглядит с одной стороны свежей, а, с другой, не походит на яркую пластиковую имитацию. Насыщенный темными сценами фильм «Пассажиры» за счет высокой контрастности проектора сохранил изначальную выразительность и объемность картинки. Материал с разрешением Full HD с обычных дисков Blu-ray в интерпретации JVC LX-NZ3 порадовал мягкостью и какой-то аналоговостью изображения при практически полном отсутствии межпиксельной решетки на довольно большом полотне экрана.
Плюсы
Очень яркая, насыщенная картинка с натуральной цветопередачей, лоялен к степени затемнения комнаты, большой ресурс источника света, гибкая оптическая система, поддержка актуальных видеоформатов.
Минусы
Не обнаружены
Вывод
Применение нетипичной для JVC микрозеркальной технологии формирования изображения позволило сэкономить деньги, которые были потрачены на лазерный источник света – компромисс, позволивший добиться рекордно низкой цены для лазерного проектора, сохранив при этом высочайшее качество картинки, свойственное любой модели компании. В результате – один из самых сильных кандидатов на звание «Лучший проектор для вашего первого кинозала».
Источник: hi-fi.ru