Напольные колонки Scansonic HD MB2.5 B и M40 — сравнительное субъективное тестирование
Две различные бюджетные акустические системы с истинно датским саундом.
О брендах, разработчиках и моделях
Происхождение имени Scansonic HD — непростая история, начавшаяся в прошлом веке, когда известному и в наши дни производителю классных динамиков ScanSpeak понадобился бренд для продвижения своих же изделий. Потом следуют сложные бизнес-процессы слияний и разъединений, когда компания ScanSpeak вошла в состав датской Dantax A/S (сейчас они опять порознь). Позднее к Dantax A/S присоединились бренд премиальной акустики Raidho и Scansonic HD (уже в современном варианте). Тогда-то у Scansonic и появилась акустика серий М и МВ.
Затем к Dantax присоединился производитель акустики Gamut, а его конструктор, Баун Мелдгаард (Benno Baun Meldgaard), был привлечен, в частности, к развитию серий колонок Scansonic HD MB и M. В новом варианте модели МВ получили те же цифровые индексы, но с приставкой «–В» в конце. Внешне их кабинеты практически не изменились — Мелдгаард сосредоточился на внутреннем содержании, переработав, в частности, кроссоверы и динамики.
А вот в серии М нововведения были более серьезными — предыдущие модели M-5, M-6 и M-9 в ней сменились моделями M-10 (двухполосные полочники) и 2,5-полосными напольниками M20 и M40.
В нашем тесте фигурируют две колонки Scansonic HD. Первая — младшие напольники более дорогой серии МВ-В Scansonic HD — MB2.5 B. Вторая — M40, старшая модель бюджетной серии М.
Источники звука
MB2.5 B и M 40 объединяет одна общая деталь — ленточный твитер, который представляет собой упрощенную версию великолепного излучателя премиального бренда Raidho.
Он обеспечил обеим моделям отличное разрешение верхнечастотного диапазона. В отличие от обычных высокочастотных динамиков, диффузор здесь заменен тончайшей (20 микрон) каптоновой мембраной. Звуковая катушка уступила место алюминиевым проводникам, нанесенным на каптон (это полимерный материал высокой прочности и термрстабильности). Они работают в поле мощных магнитов, расположенных вдоль мембраны. В обоих колонках твитер окружен несложным волноводом, вполне эффективно формирующим расширенную по горизонтали диаграмму направленности.
Что касается остальных динамиков, то здесь в двух колонках все сделано по-разному. В модели M40 твитер окружен (сверху и снизу) парой средне- низкочастотников в конфигурации MTM. Такая компоновка призвана существенно улучшить локализацию звуковых образов в стереосцене.
Ниже по передней панели колонки расположены еще два низкочастотных динамика. Все они выглядят практически одинаково — все получили стекловолоконные диффузоры, да еще и с сотовой внутренней структурой, калибром 4,5 дюйма. Это вполне достаточно для излучателя средних частот и не очень — для низких. Все диффузоры также оснащены полуволновыми резиновыми внешними подвесами. Зато геометрия диффузоров у М40 — разная. Средне- низкочастотники дополнены расположенным в центре пулевидным центральным фазовыравнивающим телом, а у «чистых» вуферов на этом месте — классический пылезащитный колпачок.
Колонки М40 используют 2,5-полосную схему, когда все 4 динамика отрабатывают низкочастотный диапазон, который для вуферов ограничен сверху более низкой частотой среза, чем у среднечастотников.
Такая же 2,5-полосная схема применена и в акустике MB2.5 B. Но здесь кроме твитера используются уже только два динамика, расположенные под ним.
Это средне-низкочастотник и низкочастотник, оба с одинаковыми инвертированными диффузорами из углепластика, в виде сферических сегментов на широких длинноходовых резиновых внешних подвесах.
Серьезные отличия
Здесь и начинаются серьезные отличия. И поскольку М40 стоят дешевле, постараемся понять, на чем же удалось сэкономить, а на чем экономить не стали. Например, на твитере явно не экономили — здесь ситуация ясна. Что касается динамиков, то в более дешевой модели их даже больше, чем в дорогой, причем роли в этом общем ансамбле распределены более точно, поскольку применяются не одинаковые, а специализированные излучатели, каждый для своего частотного диапазона. Зато понятно, что уменьшенный калибр этих динамиков потребует определенных ухищрений для того, чтобы получить приличные «низы» в звучании.
А еще геометрия динамиков позволила использовать совершенно разные корпуса колонок. У М40 это идеально изготовленный прямоугольный параллелепипед. Компактные динамики — это, прежде всего, возможность сделать такой корпус минимальной ширины «по фронту» (см. Технические характеристики). В результате колонки отлично интегрируются в интерьер, идеально «подстраиваясь» под мебель и дополняя ее.
Кабинет MB2.5 B гораздо шире, как того требуют динамики большего диаметра. При прочих равных он еще и гораздо жестче — ведь это криволинейная конструкция, в сечении плавно сужающаяся к тыльной части. Это важно для качественного звука, но при изготовлении — гораздо менее технологично, а значит — намного дороже.
Обе модели опираются на алюминиевые основания с регулируемыми шипами.
У М40 это две одинаковые технологичные, хотя и достаточно массивные детали с черным покрытием.
Колонки MB2.5 B получили симпатичные «ноги» сложной криволинейной формы, тоже металлические, но явно более сложной конструкции, потребовавшей применить технологии точного литья. Цвета корпусов обеих колонок — черный или белый (у MB2.5 B это может быть сочетание этих двух цветов, дополненное отделкой под орех).
Оба корпуса оборудованы фазоинверторами — и тоже очень по-разному. В MB2.5 B это направленное вниз симметричное аэродинамическое сопло.
У M40 есть 4 вертикальные щели в задней стенке корпуса (на самом деле, это выходы 17-сантиметровых коробчатых каналов). Если работа фазоинвертора MB2.5 B практически не зависит от расположения колонки, а бас от него практически равномерно излучается во все стороны, то для М40 есть смысл обратить внимание на изменения звука в зависимости от расстояния от тыльной стенки колонки до стены комнаты. Причем эффект может быть самым разным — и положительным, и отрицательным, и нейтральным. К наилучшему результату в этом случае стоит идти эмпирическим путем — двигать и пробовать.
И, наконец, подключение. У MB2.5 B с этим все ясно и просто: есть пара клемм акустического кабеля — колонки подключаются стандартно. У М40 таких клемм — четыре. И еще на заводе они соединены попарно специальными фигурными медными перемычками (шунтами) — закорочены. Это значит, что кроме обычного подключения, более бюджетные колонки, тем не менее, получили большие возможности. Это варианты работы bi-wiring и bi-amping, когда каждая из двух «полос» может работать от отдельного оконечного усилителя.
Кстати, мощность таких усилителей производитель на своем сайте допускает немаленькую — 100–300 Вт (хотя в то же время на самой колонке указано 10 — 160 Вт) для М40 и больше 50 Вт (указаны на сайте, на колонке такая информация отсутствует) — для MB2.5 B.
Еще одно дополнение М40, отсутствующее в MB2.5 B — защитные решетки динамиков, грили. Если многие производители, как правило, предпочитают «общий» матерчатый гриль на пластиковом каркасе, закрывающий всю лицевую панель, то датчане опять поступили по-своему. Каждый динамик получил собственный легкосъемный металлический гриль со сложной перфорацией и буковкой «S» — «Scansonic» в центре. Такая геометрия способствует и фазовому согласованию излучателей, об этом рассказывают многие производители. Scansonic HD по этому поводу ничего не сообщает. Важно, что в отличие от многих «тканевых» аналогов, решетки в данном случае на звук практически не влияют. Наше прослушивание проходило с ними.
Сетап и комната
Оборудование, с которым мы соединили колонки для прослушивания — часть гораздо более дорогого сетапа.
CD-проигрыватель и сетевой плеер Marantz ND8006 позволил послушать музыку как из проверенного тестового набора (с флешки, через USB на передней панели), так и с Tidal, используя Wi-Fi-подключение. Затем в дело включались усилители — предварительный Burmester Pre Amp 035 и оконечный Burmester Power Amplifier 036. Кабели — межкомпонентные Atlas Cable, акустические Nordost Red Dawn. Кабели питания — Nordost Frey 2.
Класс этого оборудования, в основном, «на три головы выше» наших бюджетных колонок. С одной стороны, это не позволило разобраться, как они поведут себя с аналогичными по бюджету усилителями и кабелями, здесь также ситуация также может обернуться как в плюс (для общего уровня системы), так и в минус. С другой — мы получили возможность послушать обе пары колонок на максимуме возможного. Практически то же можно сказать и о комнате прослушивания. Вряд ли специальная акустическая подготовка, с басовыми ловушками и выверенной звукоизоляцией, будет применяться владельцами колонок Scansonic MB2.5 B и M 40. Зато мы смогли понять, на что эти модели способны в практически идеальных акустических условиях.
Что слышно
Обе модели показали отличное звуковое разрешение и, возможно, это самонадеянно, но в характере звука прослеживается что-то от систем Raidho, стоящих в десятки раз дороже. Тем не менее, каждая из моделей имеет свой особый характер. Например, в камерном Rondo all’ Ungarese Гайдна в исполнении Norwegian Chamber Orchestra, М40 показали большую раскрепощенность, открытость и глубину сцены, в то время, как Scansonic HD MB2.5 B больше сосредоточились на деталях, акцентированно отрисовывая партии фортепиано и скрипки.
Попутно оказалось, что обе модели-участницы теста, работающие практически «из коробки», по-разному относятся к прогреву. MB2.5 B были более стабильны, М40 — стремительно «осваивались» в акустической среде, расставляя все по местам. Причем MB2.5 B, думается, менее чувствительны по характеру звука к расположению слушателя, хотя и М40, судя по всему, вполне можно слушать с немного большего расстояния, зато практически без «доворота» в сторону места прослушивания.
Женский вокал в композиции Sinne Eeg, My Treasure, — чист, точен и эмоционален в исполнении обеих пар колонок. Правда, если у MB2.5 B он хорошо различим, прозрачен, читабелен, избирателен, то у М40 он немного ярче окрашен в верхнем диапазоне, не расширяясь в нижний. Солирующий бас был точен у обеих моделей, но М40 слегка «недодает» его в самой нижней октаве, а MB2.5 B, явно способные на гораздо более впечатляющий панч, распределяют свои усилия в басовом диапазоне немного неравномерно, хотя и очень красиво и привлекательно.
Традиционное торжественное тестовое прослушивание «В пещере горного короля» из «Пер Гюнт» Эдварда Грига показало превосходный «воздух» в начале произведения у М 40, который MB2.5 B отработали чуть конкретнее, но зато и весомей, грубей. Мощное финальное «форте» обе системы постарались передать с максимальным разрешением, причем различение отдельных партий из общего ансамбля особо отмечено у М40, в то время, как MB2.5 B были полнодиапазоннее.
Джазовый Jan Harbeck Quartet, с его Too Darn Hot показал, что полная «живая» ритм-секция со всей «кухней» барабанщика, в частности, с нормальной «живой, с микрофона» бас-бочкой и «томами», дополненными пульсирующим басом вполне по силам MB2.5 B. M40 сразу захотелось дополнить сабвуфером, хотя и не самым мощным. Но, думается, в этом случае, «младшие» колонки сумеют опередить «старшие», причем весь комплект останется более бюджетным.
Итоги
И M40, и MB 2.5 сумеют порадовать настоящего любителя качественного звука, предложив соответствие тем или иным вкусовым предпочтениям. А по соотношению «качество-цена» они намного опережают многих одноклассников, присутствующих на рынке.
Также вам будет интересно: Scansonic M40. Конструкция и особенности
Технические характеристики
Модель |
Scansonic HD M40 |
Scansonic HD MB2.5 B |
Тип |
пассивная напольная АС |
пассивная напольная АС |
Диапазон частот |
45 Гц – 40 кГц |
36 Гц – 40 кГц |
Импеданс |
6 Ом |
> 6 Ом |
Чувствительность |
88 дБ |
88 дБ |
Рекомендуемая мощность усилителя |
100–300 Вт |
>50 Вт. |
Излучатели |
Ленточный твитер с сэндвич-мембраной каптон/алюминий 2 СЧ/НЧ-динамика 4,5” 2 НЧ-динамика 4,5” |
Ленточный твитер с сэндвич-мембраной каптон/алюминий 1 СЧ/НЧ-динамик 5,25” 1 НЧ-динамик 5,25” |
Корпус |
Усиленная конструкция с 4-мя тыловыми щелевыми фазоинверторами |
Криволинейный усиленный распорками с направленным вниз фазоинвертором |
Отделка |
белый или черный |
белый или черный, орех |
Размер, мм (ШхВхГ) |
220 х 1085 х 295 |
178 х 998 х 286 |
Масса, кг. |
18 |
15,6 |