Фонокорректоры: какие они бывают и зачем нужны?
Поближе познакомимся с такими важными устройствами как фонокорректоры. Рассмотрим две разные концепции конструирования: транзисторные и ламповые на примере двух моделей, и как результат разные концепции звучания.
Фонокорректор является совершенно необходимой вещью в хозяйстве настоящего поклонника «винила». Путем его замены на более совершенную модель можно осуществить модернизацию аудиосистемы. Выбрав определенную модель фонокорректора, можно придать звучанию системы индивидуальность.
Вообще, тема фонокорректоров — тема сложная и обширная, и собрать хорошо звучащую систему из стола, тонарма, головки и кабелей иногда проще, чем найти под это все наиболее подходящий фонокорректор. Тут можно порассуждать, что же есть лучший фонокорректор? Для начала предлагаю, поговорить о том что такое фонокорректор и для чего он собственно нужен.
Фонокорректор – это преобразователь звука с винила, т.к. на виниле звук технически записан не так, как на CD или других носителях. Если подключить вертушку без фонокорректора сразу к усилителю или муз.центру, то звук будет еле-еле слышным даже на крайнем положении звукового регулятора и практически без басов. Включение фонокорректора сразу же решает эту проблему.
Во многих бюджетных проигрывателях есть встроенный фонокорректор, но на деле они проигрывают по звуку своим стационарным собратьям. Если фонокорректор в вертушке отключаемый – это хорошо. Значит, можно со временем прикупить хороший и поставить его в тракт между вертушкой и усилителем (ресивером).
Если столов, тонармов и головок с хорошим уровнем звучания производится немало, в том числе и в средне-бюджетном сегменте, то в плане коррекции все видится не столь радужно. Корректоров выпускается предостаточно, но, как показывает практика, действительно хорошо звучащих аппаратов, и тем более аппаратов бескомпромиссных по звуку мало. Получается так, что именно корректор в современной действительности является нередко, самым «узким местом» винилового тракта, Общая тенденция при производстве корректоров - упрощение схем, удешевление элементной базы, экономия на всем и одновременно высокие цены. Если сравнить «на вес», то корректор немногим сложнее того же предусилителя, однако «килограмм» большинства современных корректоров стоит намного больше, чем тот же вес приличного предусилителя. Развитие производства механической части винилового тракта заметно опережает развитие современного «корректоростроения».
Фонокорректоры делятся на типы – ММ и МС. Что это такое?
Проблема выбора фонокорректора для вертушки тесно связана с другой проблемой: проблемой картриджей и игл звукоснимателя к ним. Дело в том, что на современные продвинутые вертушки подходят головки двух типов – ММ и МС. Не буду заморачиваться техническими терминами и скажу просто – считается, что МС звучит лучше, но и стоят они гораздо дороже. Большинство виниловодов слушают пластинки через стандартные иглыкартриджи ММ. Большинство вертушек, продаваемых в магазинах, оснащены именно ММ-картриджами. Потому что МС – это уже следующий ценовой уровень (МС должна соответствовать вертушка и вообще вся звуковая система) и далеко не каждому он нужен.
Таким образом, перед покупкой фонокорректора надо понять, голова ММ или МС стоит на твоей вертушке.
Фонокорректоры бывают только ММ, только МС, или еще бывают с переключателями МММС.
Если Вы не планируете менять голову на проигрывателе с ММ на МС, то имеет смысл смотреть только фонокорректор ММ. Предупреждаю: не на все проигрыватели ММ можно ставить МС, к бюджетным обычно предусмотрена только ММ-голова.
Если Вы планируете менять голову звукоснимателя (картридж) ММ на МС в обозримом будущем, то имеет смысл искать фонокорректор с переключателем c ММ на МС и обратно:)
Также фонокорректоры можно разделить на две большие группы – ламповые и транзисторные. У нас есть возможность рассмотреть различия на таких ярких представителях как Clearaudio Balance + MC, и E.A.R./Yoshino 834 P deluxe. Две разные концепции конструирования фонокорректоров, от двух разных производителей, и как результат, разные концепции звучания. Давайте же начнем.
Clearaudio Balance + MC
Современная концепция и превосходная конструкция положена в основу фонокорректора Clearaudio Balance +, предназначенного для головок звукоснимателей ММ и МС-типа. За ним стоит весь многолетний опыт немецкой компании Clearaudio в области разработки аналоговой техники класса High-End.
Фонокорректор Clearaudio Balance + имеет полностью балансную, тщательно спроектированную конструкцию, с независимыми левым и правым каналами. Все детали и компоненты размещены в массивном корпусе, выфрезерованном из единой алюминиевой заготовки, и подавляющем всевозможные вредные резонансы. Выносной блок питания в отдельном корпусе обеспечивает точное и стабильное напряжение для схем фонокорректора. Все это дает исключительно высокое разделение каналов – более 100 дБ.
На передней панели Clearaudio Balance + имеется выход для наушников и ручка Variable для регулировки громкости, однако она действует только при нажатии кнопки „variable“ с синим светодиодным индикатором над ней. Вторая кнопка на передней панели позволяет приглушить звук – Mute.
Технические характеристики:
- Режим: MM / MC
- Коэффициент усиления 1 кГц: 63 дБ (MC Mode); 44 дБ (MM Mode)
- Входной импеданс: 220 Oм/ 510 пФ / MC; 47 kOм/270 пФ / MM
- RIAA коррекция (75?s/318?s/3180?s): Да
- Точность характеристики RIAA: ± 0,1 дБ
- Искажения: 0,001% (IEC)
- Сигнал-шум: > 89 дБ (MM Mode); > 74 дБ (MC Mode)
- Перекрестные помехи: > 92 дБ (на 1 кГц) / HOT-WIRED
- Максимальное выходное напряжение: 10,5 В (при 1 кГц)
- Рабочее напряжение: ± 18 В DC / внешний источник питания
- Напряжение в сети: 115 или 230 В
- Выходы: Несиметричный (RCA)
- Балансный (XLR)
- Вес: Приблизительно 2,5 кг (источник питания); прибл. 1,8 кг (предусилитель)
- Размеры (Ш / Г / В, мм): 182 х 220 х 55
EAR 834P DELUXE (MMMC)
Уже более 25-ти лет торговая марка EAR славится ламповыми усилителями высочайшего качества и надежности. Тим де Паравичини, основатель и разработчик этой английской компании, начал свою деятельность в сфере аудио в далеком 1965-ом году, а в начале 70-х перебрался в Японию, где работал в Luxman Corp., положив тем самым начало ламповому ренессансу. Возвратившись в Англию, Тим де Паравичини основал E.A.R. Первый же усилитель, созданный под этой маркой "EAR 509" сразу завоевал огромную популярность и продержался в производстве около четверти века.
По признанию многих специалистов, де Паравичини является настоящим гуру ламповой техники. Когда Полу Маккартни нужно что-нибудь для своей студии или для домашней системы, он сразу обращается к Тиму. Тим де Паравичини, поработавший во многих уголках земного шара, обладает огромным опытом и полон оригинальных идей, что находит отражение во всем, к чему прикасается его рука.
Когда Тим де Паравичини берется за работу, он выполняет ее как следует, будь то студийная аппаратура на заказ или фонокорректор.
Учитывая его многолетний опыт разработчика и производителя, мало кто может сравниться с ним в уникальности идей и жизненного опыта, что находит отражение во всех его разработках.
Топовая модель линейки, EAR 834P "Deluxe", выпускается в отделке "хром и золото". Модель производится с особой тщательностью и повышенным контролем качества. Фонокорректор подходит к разным типом головок и впишется в систему самого взыскательного аудиофила. Для настоящих любителей винила.
Выпускается в прочном металлическом корпусе.
Технические характеристики:
- Тип: ламповый фонокорректор для головок MM/MC
- Используемые лампы: 3 x ECC83 (или 12AX17)
- Выходной уровень (максимум): 30 В
- Соотношение с/ш: 80 дБ
- Входная чувствительность на 1 вольт на 1 кГц: MM - 2.2mV / MC - 0.22mV
- Аналоговые аудио входы: 1 пара RCA
- Аналоговые аудио выходы: 1 пара RCA
- Макс. выходной сигнал: 30V
- Цвет: Хром/Позолота
- Габариты (ШхВхГ): 130 х 104 х 320 мм
- Производитель: Великобритания