Marantz SA/PM-14 S1 SE SACD-плеер/усилитель
Отмечая 30-летие изделий фирмы Marantz с личным логотипом главного разработчика Кена Ишиваты Special Edition, что символизирует доработанную улучшенную версию, эта комбинация из проигрывателя компакт-дисков и усилителя пробивает себе путь наверх.
Согласованные фрезерованные лицевые панели излучают нежный голубой свет с дисплеев, которые выдают всю основную информацию о CD/SACD диске и усилителе, доступ к ней обеспечивается непосредственно с корпусов. Также имеется один пульт дистанционного управления, позволяющий контролировать работу обоих аппаратов.
Сколько я себя помню, фирма Marantz создавала «горячие» версии отобранных изделий, которые отражали личный вкус и значительный опыт Посла Бренда Кена Ишиваты. На протяжении многих лет на рынке появлялись проигрыватели компакт-дисков и усилители с логотипами Limited Edition, Special Edition и KI Signature, основой которых были уже существующие модели, но некоторые аспекты дизайна и комплектующих деталей были подвержены переосмыслению и пересмотру. Даже я не подозревал, как долго существует данный проект. Шесть лет назад во время официальных мероприятий, посвященных 30-летию сотрудничества Кена Ишиваты с компанией, я должен был найти ключ к пониманию, но сейчас мы отмечаем 30 лет появления на рынке первого «специального» аппарата фирмы Marantz – проигрывателя компакт-дисков CD-45LE (Limited Edition) – созданием последних версий Special Edition SA-14S1 SACD/CD плеер/ ЦАП и усилителя PM-14S1, стоимость каждого из них составляет 1799 фунтов стерлингов на британском рынке. «Ограниченный тираж» проигрывателя CD-45 фактически появился впервые в 1986 году по чисто прозаической причине. Новая пара является частью модельного ряда бренда на 2015 – 2016 года, в период «запуска» новинок в разных отраслях, начиная от бытовой техники и заканчивая автомобильной промышленностью. Поэтому выбор времени для продвижения новинок совершенно логичный.
КАКИЕ ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ?
Новые модели стоят на 200 фунтов дороже по сравнению со стандартными версиями, которые послужили основанием для их создания, и на первый взгляд не сразу можно заметить, в чем изменения, кроме, разве что шильдика Special Edition в правом верхнем углу массивной фрезерованной с глубокими выемками панелей, как у проигрывателя, так и усилителя. Как и остальные изделия премиум-класса фирмы Marantz, «нормальные» модели серии 14 подвергаются существенной доработке со стороны Кена Ишиваты и его инженеров в Японии, при этом он постоянно путешествует, распространяя мантру Marantz по всему миру. Подобно другим проигрывателям компакт-дисков и SACD/ CD этой же серии, SA-14S1 SE сочетает в себе две функции – плеера компакт-дисков и аппарата, который совместим с «компьютерным аудио», поскольку оснащен входом USB Type-A на лицевой панели, к которому можно подсоединить устройства памяти, а также асинхронным входом USB Type-B для непосредственной коммутации компьютера и набором оптических, коаксиальных цифровых входов, установленных на тыльной панели. Изоляция заземления и сигнала используется для асинхронного входа USB с целью устранения любых помех, проникающих через кабель с подключенного компьютера. Кроме того, проигрыватель может принимать контент в формате РСМ с высоким разрешением вплоть до 24 битов / 192 кГц, а также DSD64/2.8MГц и DSD128/5.6MГц и проигрывать SACD диски. В отличие от большинства цифроаналоговых преобразователей, которые совместимы с DSD и преобразуют сигнал DSD в РСМ, в проигрывателе установлен конвертор/цифровой фильтр/ фильтр-преобразователь шума DSD1792A известной фирмы Texas Instruments для обработки однобитового сигнала в его начальной форме. На выходе после преобразователя разработчики установили фирменные модули Hyper-Dynamic Amplifier Module (HDAM) в топовой версии HDAM SA2, которые осуществляют фильтрацию для пропускания нижних частот, буферизацию, а также разместили раздельный усилитель для наушников.
Механизм CD/SACD передает сигнал на аналоговый каскад DSD1792 DAC/HDAM-SA2,
созданный по принципу схемы сетевого медиа плеера NA-11S1.
Данные контуры запитываются линейным блоком питания
Поскольку фирма Marantz не приемлет легких путей в плане преобразования цифрового сигнала, то и транспорт диска является фирменной разработкой, а не приобретен у производителей массовых продуктов. Кстати, именно с этого узла и начинается процесс совершенствования: механизм был дополнительно задемпфирован и усилен. Также, массивному корпусу была придана дополнительная жесткость. Верхняя панель была сменена более тяжелой толщиной 5 мм (стандартный проигрыватель SA-14S1 уже весит 14,5 кг), а ножки стали более массивными.
«Кен Ишивата распространяет мантру о фирме Marantz во всем мире»
ОТЛАДКА УСИЛИТЕЛЯ
Аналогичная механическая работа была проделана и с усилителем РМ-14 S1, чтобы создать версию Special Edition (Особый Тираж), наряду с модернизацией отдельно отобранных электрических деталей. Мощные транзисторы были оснащены медными колпачками с целью уменьшения механических перекрестных помех, возникающих в процессе вибрации, поступающей через теплоотводы. Главные конденсаторы заменены моделями Elkos, которые, как и остальные составляющие дизайна Кена Ишиваты, были отобраны в результате прослушивания. Добавьте к этому еще коротко замыкающие перемычки, как на коаксиальном цифровом входе проигрывателя SA-14S1 SE, так и на линейных входах усилителя РМ-14S1 SE, Кен Ишивата полагает, что с ними аппараты звучат лучше. Вот и все, что касается модернизации. Выходная мощность усилителя составляет 90 Вт на канал, он оснащен шестью входами, пять из них – линейные, а один (фирменной разработки с постоянной обратной связью по току - Constant Current Feedback) предназначен для фонокорректора с подвижной катушкой и подвижным магнитом (МС/ММ).
Массивный линейный блок питания подает ток на симметрично расположенные левый и правый каскады усиления мощности (одна пара сильно токовых транзисторов на каждую сторону) которые установлены на внутренних теплоотводах, изготовленных из сплава.
Один комплект линейных входов непосредственно подсоединена к каскаду усилителя мощности, что позволяет интегрировать аппарат с аудио / видео системами, подключив его к фронтальным левому и правому разъемам на ресивере или процессоре. Подобная коммутация дает возможность использовать два усилителя PM-14S1 SE для эксплуатации соответствующих акустических систем в двухусилительном режиме. Аппарат сочетает в себе технологию обратной связи потоку с фирменными модулями HDAM, и оснащен, как и проигрыватель SACD/CD блоком питания с тороидальным трансформатором, а также изготовленными по специальному заказу деталями по всему пути прохождения сигнала. В усилителе также имеется темброблок с тонкой подстройкой, который можно отключить специальной кнопкой, расположенной на лицевой панели. Завершает перечень элементов оснащенности медные клеммы для подключения колонок. Кстати, использование меди в ее однородном виде или для покрытия является характерной чертой Кена Ишиваты.
ПЕРВЫЕ ‘LE’
Первый аппарат с надписью Limited Edition (Ограниченный Тираж), проигрыватель компакт-дисков Marantz CD-45LE появился на свет совершенно случайно, как решение проблемы, с которой фирма столкнулась в 1986 году. Буквально через четыре года после того, как компакт-диски заполнили полки магазинов, плееры Marantz были оснащены 14-битовой системой четырехкратной передискретизации. Они подвергались постоянным нападкам со стороны японских конкурентов, которые предлагали 16-ти битовую технологию. Осознание того, что 16 бит лучше, чем 14, распространялось со скоростью звука, ведь манипуляция цифрами в то время была таким же популярным видом жульничества, как и сейчас, и, как заявил сам Кен Ишивата: «У нас огромный запас 14 битовых плееров, и они не продаются. Мои коллеги предложили устроить демпинг на рынке и продавать их по 100 фунтов за штуку, чтобы просто избавиться от них. Но я заявил, мы этого делать не будем. Вместо демпинга я потратил 8 фунтов на каждый аппарат, чтобы настроить его, затем предложил усовершенствованные модели обозревателям аудио журналов и непосредственно продавцам. После этого мы продали за две недели 2 тысячи проигрывателей.
АБСОЛЮТНАЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ
Следует отметить, что работать с нашим дуэтом также просто, как и с любым изделием компании начального уровня: красиво отделанный пульт дистанционного управления новой конструкции, который входит в комплект каждого аппарата, способен также контролировать работу своего визави либо непосредственно, либо используя созданную инженерами фирмы систему дистанционного управления. Для этого на проигрывателе и усилителе предусмотрены соответствующие разъемы. Первое впечатление от прослушивания этих устройств вместе, или раздельно, заключается в том, что они нуждаются в дополнительной отладке, и тогда звучание будет еще лучше, причем сразу после того, как вы их достали из коробки. Во время демонстрации системы несколько моментов воспринимаются как данность. Это – кажущееся странным расположение колонок, из-за особенностей помещения, а также глубина и качество басов, которые, как считают некоторые аудиофилы, возможны только в исполнении эзотерических компонентов класса High End, и надежная звуковая сцена с впечатляющей прорисовкой стерео образов. Я использовал свои домашние акустические системы, установил их так, как считал нужным без ложного фанатизма, будучи уверенным, что Кен Ишивата использовал те же принципы во время одной из своих первых демонстраций, которые он проводил несколько месяцев назад.
SA14 S1 SE + PM14 S1 SE в комнате прослушивания Кена Ишивата
При прослушивании дисков SACD, или файлов DSD с моего MacBook через вход USB, с высоким или стандартным разрешением, я заметил, что пара Marantz просто передает музыку, обеспечивая при этом мощь, контроль над крупными музыкальными формами, будь то произведения для оркестра, или электронных инструментов. Данная комбинация способна установить новые стандарты качества звукопередачи в сегменте раздельных компонентов стоимостью до 2000 фунтов стерлингов. Без суматохи комплект воспроизводит музыку в необычайно увлекательной манере с потрясающим эмоциональным зарядом.
НАСЛАЖДАЕМСЯ ЗВУЧАНИЕМ
Я начал процедуру знакомства с прослушивания дебютного альбома группы Dire Straits в формате DSD64 [Vertigo UIGY-9032]. Комплект Marantz сразу впечатлил меня абсолютной прозрачностью, начиная с исполнения на барабанах, полновесностью басов, на фоне которых гитара Марка Нопфлера появляется в пространстве и заканчивая точностью передачи гармоний. Музыка воспринималась интимно и деликатно. Аналогичные ощущения я испытал, слушая версию Джо Пасса джазовой композиции Stompin’ At The Savoy’ в исполнении на тройке акустических инструментов – гитаре, контрабасе и барабанах. Трудно сдерживать себя и не насладиться музицированием гитариста Джо Пасса, контрабасиста Эбергарда Вебера и барабанщика Кенни Клера, настолько здорово дуэт Marantz передает импульс, ритм музыки и ее текстуру. Способность комплекта продемонстрировать насыщенный драйв композиции была заметной при прослушивании концерта группы Sly And The Family Stone Live At The Fillmore East [Epic/Legacy 88843023712], запись с разрешающей способностью 24 бита / 96 кГц, которая является одной из самых лучших. Концерт проходил в 1968 году, но музыка буквально сверкает в новой версии высокого разрешения, благодаря встроенному в проигрыватель цифро-аналоговому преобразователю и мощному и в то же время утонченно звучащему усилителю, который наполнен до краев ощущением живого пространства, и в то же время демонстрирует превосходную четкость вокала и ритма.
«Пара Marantz просто передает музыку»
Проигрыватель S1 SE [нижний аппарат] оснащен оптическим, коаксиальным S/PDIF и USB цифровыми входами, а также несимметричными выходами RCA. Усилитель [верхний аппарат] имеет три линейных, два сквозных и один фоно вход с выходами для подключения усилителей мощности и сетевой розеткой. Медные винтовые клеммы для подключения громкоговорителей сконфигурированы для поддержки стерео и двухусилительного режимов.
НЕЗАВИСЯЩИЙ ОТ ИСТОЧНИКА
На том этапе, когда меня окончательно заинтриговал секрет успеха этих новых изделий, и когда я попытался отдельно протестировать их в составе моей референсной системы, но напрасно: оба замечательно работают самостоятельно и каждый из них отражает таланты другого. То же самое можно отметить, когда я напрямую сравнивал воспроизведение диска и его версии, скачанной на компьютер. Я непрерывно чередовал диски SACD и файлы DSD и не слышал никакой разницы, чтобы получить повод различить их. Аналогичную картину я наблюдал с записями в стандартном разрешении на уровне обычного компакт-диска. Единственный вывод, который можно сделать из всего сказанного выше, так это то, что качество воспроизведения комплекта Marantz в значительной степени не зависит от источника, даже когда я достал проигрыватель виниловых дисков Rega, которым в последнее время редко пользуюсь, чтобы проверить работу фонокорректора усилителя PM-14S1 SE, полностью оправдавшим себя в формировании звуковой сцены и утонченности звучания когда я использовал цифровые файлы или диски в качестве источников – носителей информации. Превосходная запись Девятой Симфонии Густава Малера в исполнении Будапештского Фестивального Оркестра под управлением Ивана Фишера является достаточно жестким испытанием для любой системы, но этого не произошло, когда я слушал аудио файл с разрешением DSD64, которое создало резкий контраст между масштабным звучанием оркестра и насыщенной текстурой инструментов. Marantz успешно справился с великолепным финальным Адажио, чем полностью растопил мое сердце. И сделал это без намека на чрезмерную яркость, но с полновесной и необузданной динамикой, плюс ощущением музыкальной магии. Это действительно потрясающая запись, выполненная основателем фирмы Channel Classics Джаредом Саксом, а проигрыватель и усилитель фирмы Marantz не затмили ее огромный эмоциональный эффект.
Кен Ишивата отметил 30-летие своей деятельности дизайнера и настройщика аппаратуры, создав впечатляющий проигрыватель компакт-дисков и цифро-аналоговый преобразователь в одном корпусе, а также равным образом совершенный интегрированный усилитель. Оба концентрируют внимание на качестве записи и исполнении: каждый делает это блестяще, однако настоящим достижением является то, что эти умные устройства полностью подчинены музыке, которую они воспроизводят.
Кен Ишивата
В настоящее время Кен Ишивата возможно является одной из наиболее известных личностей в мире аудио, однако, до того момента, когда он поступил на работу в фирму Marantz в конце 1970-х годов, Кен на протяжении десяти лет работал в компании Pioneer и переехал в Европу в качестве посредника между центрами деятельности компании и ее центральным офисом в Японии. В это время он – кроме остальных проектов – отвечал за судьбу проигрывателя виниловых дисков PL -12, который считался классикой компании. «У нас была модель PL-11, мы разработали ее для создания PL-12. Я помню стоимость производственных затрат на каждый плеер – 32 доллара!» Фирма Marantz переманила Кена Ишивату к себе и сразу послала назад в Японию, чтобы он изучил все процессы создания усилителей компании. «То, что компания потратила пять лет, чтобы обучить своих инженеров создавать усилители согласно американским принципам, выходило за рамки моего понимания». Когда фирма Philips приобрела активы Marantz, новый владелец занимался продвижением первых проигрывателей компакт-дисков на европейский рынок. Кен Ишивата вспоминает: «Я многому научился у инженеров фирмы Philips». Его путь в будущее было предопределено не столько основателем фирмы, сколько личностью Саулом Маранцем, который как-то сказал Кену: «Я сделал все, что мог в сфере моно и стерео пластинок. Теперь твой черед сделать что-то в области компакт-дисков». Однако Кен Ишивата был хорошо известен среди специалистов аудио индустрии. Появление аппаратов с шильдиком Signature (Подпись) в конце 1990-х годов, начиная с легендарного проигрывателя компакт-дисков CD63MkII KI Signature, заставило общественность говорить о нем, как о современном лице Marantz. Поскольку усовершенствованные версии были результатом стандартного способа мышления Кена Ишиваты: возьми существующую модель и скажи себе «А что, если…?»
Перевод обзора Эндрю Эверард (Andrew Everard, Hi-Fi News)