Dali Epicon 8 Review - Выше только звезды…
Обычно флагманская модель любой серии представляет собой вершину творческой мысли разработчиков и технических новшеств, способных выдержать проверку временем. Более того, подобные изделия создаются по принципу «no-cost object», что в переводе означает «ваяем шедевр без оглядки на расходы»!
Однако, датская фирма DALI не настолько большая (штат составляет 60 человек), чтобы позволить себе подобное. Инженеры компании взяли на вооружение разработки и технологии, которые впервые были использованы при создании предыдущих громкоговорителей и довели их до совершенства.
Основными фирменными находками являются материал, из которого созданы все мембраны динамиков - бумажная масса, армированная древесными волокнами, магнитно-мягкий компаунд, то есть порошкообразная масса, из которой под прессом формируется магнит, линейная магнитная система и высокочастотный модуль, состоящий из тканевого купола и ленточного излучателя. Упомянутые разработки настолько удачные, что применяются практически во всех изделиях, так что нет смысла детально их описывать, поскольку о них уже было сказано в предыдущих обзорах акустических систем DALI.
Epicon 8 – это самая крупная колонка модельного ряда Epicon, который, в свою очередь, является лидером всего ассортимента изделий фирмы DALI. Если сравнивать с другими акустическими системами, то можно найти много общего. Например, диаметр низкочастотного динамика (165 мм) настолько удачно рассчитан, что используется как в полочных компактных мониторах, так и крупных напольных системах. Далее, ленточный излучатель, поднимающий частотный диапазон за отметку 30 кГц. И так далее. Казалось бы, идеальное решение найдено, можно спокойно штамповать колонки и с чистой совестью получать соответствующее вознаграждение.
Однако, как известно, дьявол прячется в деталях, которые создают неповторимое целое. И если одна из них выпадает, то нарушается баланс, исчезает гармония восприятия. Epicon 8 – самая крупная акустическая система (1262х353х479 мм при весе 47,5 кг) и представляет собой 3,5 полосную конструцию, поскольку кроме двух низкочастотных динамиков диаметром 200 мм оснащена еще и среднечастотным излучателем диаметром 165 мм, который помещен в отдельную камеру. Ее нижняя платформа закреплена под углом для того, чтобы свести к минимуму стоячие волны внутри корпуса, которые генерируют нежелательные «ящичные» призвуки, и передать вокал и музыкальные инструменты во всей красоте без влияния каких либо помех извне. Кстати, что касается динамиков. Внешне они выглядят вполне узнаваемо для моделей DALI, однако на деле они подверглись значительной переработке. При изготовлении диффузора применялись модернизированная технология обработки материала и новое покрытие. Преимущества древесного волокна, повышающего жесткость сверхлегкого бумажного конуса, в целом сводятся к неоднородности характеристики прочности на разрыв этого материала. Каждая часть динамика - от магнита до катушки - для повышения качества звучания отполирована. Вот вам и первое отличие. И это еще не все. Частота среза кроссовера также впечатляет. У «восьмерки» он заканчивается на отметке 550 Гц, и это еще не все. Для поддержки низкочастотных динамиков на тыльной стороне установлены две трубы фазоинвертора с частотой настройки 28 Гц. Поэтому можно себе представить насколько глубоким является фундамент для полномасштабной звукопередачи.
Несколько слов о корпусах колонок, поскольку они сразу привлекают внимание своими габаритами и отделкой. Обе боковые стенки изготовлены из шести слоев ДСП, имеют закругленную форму и крепятся сзади на многослойном «хребте» толщиной 63 мм. Лицевая панель толщиной 33 мм имеет два слоя, также изогнута, а верхняя представляет собой косой срез. Все тщательно продумано до мелочей с одной целью – преобразовать энергию динамиков в звук, а не колебания корпуса. Внутренняя система стяжек только усиливает подобный эффект. Корпусы отделаны шпоном натурального дерева и покрыты десятью слоями лака общей толщиной около 2 мм. Каждый слой полируется вручную для того, чтобы обеспечить эффект натурального блеска элегантной поверхности.
Следующая деталь имеет отношение к пути прохождения электрического сигнала, который подается на винтовые позолоченные клеммы фирменной разработки, расположенные на тыльной панели. Две пары предусматривают двухкабельное или двухусилительное подключение громкоговорителей. Для стандартного варианта коммутации предусмотрены специальные перемычки из меди, которые также покрыты тонким слоем золота. Клеммы расположены в специальном углублении, отшлифованном на специальном станке с числовым программным управлением, и принимают разъемы типа «лопатка» или «банан».
Внутри колонки сигнал поступает в кроссовер, который расположен внизу корпуса в отдельной камере, чтобы избежать динамических вариаций давления в отсеке фазоинвертора. Здесь инженеры использовали фирменный кабель Cordial III, разработанный по специальному заказу для акустических систем DALI Megaline. Он состоит из 37 жил, диаметр каждой составляет 0,32 мм, которые намотаны в 4 слоя (1+6+12+18) для получения наилучшего результата от обеих вариантов – одножильного и многожильного проводов. Бескомпромиссный кабель с концентрической намоткой обеспечивает превосходную механическую стабильность и устраняет любой индукционный эффект внутри отдельных жил, а полиэтиленовая изоляция также помогает уменьшить остаточную поляризацию диэлектрика. Кабель Cordial III применяется во всей системе внутренней разводки за исключением участка между кроссовером и ленточным динамиком. Здесь используется Cordial I, более тонкий вариант, предназначенный для коммутации высокочастотного излучателя.
В средне- и низкочастотном преобразователях индуктивность звуковых катушек существенно уменьшается и сохраняется с минимальными отклонениями в процессе полной двойной амплитуды с помощью двух алюминиевых колец с тщательно подобранными параметрами вокруг наконечника магнита.
Прежде, чем приступить к тестированию, особое внимание было уделено поиску идеального места для установки акустических систем, поскольку потенциал Epicon 8 огромный, и было бы преступлением, заплатив такую сумму, не получить максимум плюс еще хотя бы маленькую «добавку» от прослушивания. Поэтому на первое место я бы поставил сочетаемость колонок и акустических особенностей помещения. Рекомендуемая площадь должна быть не менее 30 – 35 квадратных метров, высота потолка – 3 метра, поэтому всем, кто нацелился на приобретение этих громкоговорителей, рекомендуем серьезно отнестись к этому вопросу. Можно поставить компактные мониторы у стены большой гостиной, добавить громкости в усилителе, и систему будет слышно даже в соседней комнате, однако озвучивать она будет только небольшое пространство. «Звучать» и «озвучивать», как говорят в Одессе, это две большие разницы. Можно поместить крупные напольные колонки в малогабаритное пространство, свести к минимуму уровень громкости, и они тоже будут воспроизводить музыку. Четко, ясно, детально, но тихо. Очевидно, что большинство нюансов, оттенков тембра, мелизмов (музыкальных украшений) вы не услышите, а это немаловажные детали для полного восприятия музыкального произведения. Понятно, что идеальных вариантов не существует, поэтому, если вы уже морально совратились на покупку, подумайте серьезно, где ваши красавицы будут установлены. Учтите, что расстояние от стен должно быть не менее 30 – 35 см. В противном случае сцена будет плоской и зажата между колонками. Поэтому пришлось потратить достаточно усилий и времени, чтобы подвигать почти 50-килограммовые башни и найти оптимальное место для их окончательного размещения. Усилия были вознаграждены сторицей. Джеймс ЛаБри запел во весь рост в песне The Gift of Music из последнего альбома The Astonishing группы Dream Theater. Нельзя сказать, что в предыдущий раз, когда в составе системы были подключены напольные колонки Rubicon 6, он пел сидя на корточках. Просто в новой интерпретации сцена стала еще шире и выше, добавилось больше воздуха. Поэтому вокал исходил из грудной клетки. Гитарные пассажи Джона Петруччи зазвучали более утонченно на фоне более насыщенных аккордов.
В треке Too Much Rope из альбома Роджера Уотерса Amused to Death колокольчики подали сигнал о своем появлении в левом углу комнаты, и буквально через несколько минут лошади с радостным гиканьем протащили знаменитую повозку по дуге буквально в метре от места прослушивания и также весело скрылись в правом углу. В прошлый раз эллипс пути их прохождения был более плоским.
И еще одна студийная запись просто сразила наповал своей сценой. Альбом Love Over Gold группы Dire Straits, первый трек Telegraph Road. Музыка появляется как бы ниоткуда, необычайно красивое вступление фортепиано и акустической гитары, исполняющих музыкальную тему в унисон, и при этом каждая взятая нота четко очерчена. Затем вступает бас-гитара и звуковые «вспышки» вибрафона. Колонки исчезают, остается одна только Музыка, которая постепенно заполняет все помещение. Однако, эти красоты оказались цветочками по сравнению с теми сладкими ягодками, которые нас ожидали. Я имею ввиду концертные, «живые» записи.
Первым был Unplugged Эрика Клэптона. Он покорил меня с первых секунд. Еще до начала концерта музыкантов начинаешь ощущать атмосферу небольшого помещения. Затем барабанщик пробует малый барабан, а гитаристы проверяют строй гитар. «Готовы? Поехали» - приглашает Маэстро, и начинается феерия ощущений, поскольку ты не просто слушаешь музыку, ты сопереживаешь. И когда начинается знаменитая баллада Tears In Heaven, ты уже готов. Все нюансы воспринимаются на уровне подсознания. Слышно, как аккомпанирующий гитарист Энди Лоу отбивает такт ногой (он сидит слева от Клэптона), как бегают пальцы по грифу, и даже придыхание певца в промежутках между фразами. Данные эффекты микродинамики вместе с реакцией аудитории создают неповторимую ауру виртуального пространства, в котором находится слушатель.
Второй не менее интересный момент связан с прослушиванием выступления американского джазового гитариста Уэса Монтгомери в сопровождении трио Уинтона Келли в джазовом клубе Half Note Club. В 1950-х и 1960-х годах это был одно из наиболее популярных заведений в Нью-Йорке, где среди других выступали такие талантливые музыканты, как Дональд Бэрд, Джон Колтрейн, Клиффорд Джордан, Арт Фармер. Альбом Smokin' At The Half Note был записан в 1965 году легендарным звукорежиссером Эдди ван Гельдером. Характерной особенностью его работ было особенное отношение к деталям, умением правильно расставлять микрофоны, а также необычайно естественный эффект присутствия. Все это наиболее показательно отразилось в композиции Portrait of Jennie. Очень красивая баллада в исполнении Монтгомери на гитаре Gibson ES 175, которая была подключена к ламповому усилителю Fender, что придало музыке частицу тепла. А фортепианные аккорды в сопровождении сочных глубоких пассажей контрабаса подчеркивали мелодичность основной темы, в которую органичным образом вписывалась особая аура зала. Причем слышно было не только хлопки, но также звон вилок и ножей, и даже чашки, которую передвигали с блюдцем. Сейчас в это трудно поверить, учитывая, что запись была выполнена 50 с хвостиком лет назад, но это правда.
Воспроизведение академической музыки – это еще одна интересная тема. Произведения для органа и симфонического оркестра только выигрывали в исполнении нашей системы, поскольку она необычайно контрастна в плане звукопередачи. С одной стороны мощь, масштабность и энергичная динамика, а с другой стороны утонченность даже на большой громкости. Благодаря чувствительности 89 дБ при номинальном уровне сопротивления 5 Ом (довольно необычный показатель), DALI Epicon 8 создают уровень звукового давления в 110 -112 дБ. И здесь очень важно правильно подобрать усилитель. Предварительный и оконечный Burmester 035/036 с выходной мощностью 170 Вт на канал при 4 Ом легко справился с нагрузкой и более того, внес свой вклад в создание музыкальной атмосферы.
Например, при прослушивании Токкаты и фуги ре-минор Баха BWV 565 сразу обращаешь внимание на реверберацию внутри собора, где производилась запись. У меня есть несколько записей этого произведения, однако в исполнении Саймона Престона (запись Deutsche Grammophon в церкви монастыря Кройцберг, Бонн) Токката поражает своей силой и внутренней энергетикой, особым набором эмоций, которые трудно передать словами. В этом, наверное, и заключается гениальность Баха, что он сочинял Музыку для всех и каждого. Все прихожане внимали Звукам с Небес, но каждый из них воспринимал свое, сугубо личное. И огромный плюс Epicon 8 в том, что им в составе комплекта удалось донести это слушателю на уровне подсознания.
Подведем итоги. Если говорить об акустических системах фирмы DALI, то их звучание имеет один общий музыкальный почерк, который можно охарактеризовать следующими словами: нейтральность, сбалансированность, разборчивость, весомость, масштабность и естественность. Конечно, это не все достоинства, но, по моему скромному убеждению - основные. Каждый модельный ряд означает шаг вперед, благодаря которому новые модели только раскрывают упомянутые выше достоинства, делают их более осязаемыми. Естественно, что это приходит в результате длительных экспериментов и требует больших затрат, как временных, так и финансовых. Также не исключается метод проб и ошибок, возвращения назад в исходное положение, ведь новые технологии с перспективой на будущее не возникают на пустом месте.
Прослушав полдюжины моделей DALI, могу с уверенностью говорить, что каждая из них достойна внимания и, надеюсь, найдет своего благодарного слушателя. Все зависит от помещения, в котором они будут расположены, и финансовых возможностях потенциального покупателя. Что касается акустической системы DALI Epicon 8, то она создана для аудиофилов, которые ради нее могут пойти на определенные жертвы, как-то: переоборудовать комнату, минимальные площадь которой должна составлять 30 квадратных метров, записями высокого качества, которые могут зазвучать по-новому интересно и неожиданно. Если вы готовы предпринять эти шаги , то вам очень повезет, поскольку вы откроете для себя такие пласты Музыки, о существовании которых раньше вы даже не догадывались. Удачи вам.
Post Scriptum. По результатам опроса редакторов и ведущих специалистов европейских аудио / видео журналов, модель DALI Epicon 8 получила награду EISA Award «Лучший Продукт 2012 – 2013 гг»