Как выбрать домашний кинотеатр. Выбираем звуковую систему домашнего кинотеатра
Любая колонка, которую специалисты, впрочем, предпочитают называть «акустическая система», неизменно оценивается с точки зрения верности воспроизведения (перевод всеми слышанного английского термина Hi-Fi – высокая верность). На нее, эту верность косвенно указывают разные параметры, типа неравномерности амплитудно-частотной характеристики или коэффициента нелинейных искажений. В случае воспроизведения музыки – это важнейшие величины.
Домашний кинотеатр DALI - уют и качество
Для кино, вернее, для звуковых дорожек к кинофильмам, акценты несколько смещаются. Музыка в кино, как правило, служит иллюстрацией, фоном. Гораздо важнее точно услышать голоса героев, ощутить звуковую атмосферу действия – от шума ветра до грохота землетрясения. А в современных фильмах все это записывается в расчете на пространственное воспроизведение – источники звука, сателлиты домашнего кинотеатра, с этой целью, располагаются вокруг слушателя. Здесь нужна хорошая пиковая мощность, в сочетании с точным позиционированием источников звука и так далее.
Все это наложило на акустику ДК свои требования. Прежде всего, применять в этом случае стационарные напольные системы, ровно и точно «отыгрывающие» весь диапазон, наверное, круто – но просто не рентабельно. Гораздо дешевле или компактнее и эффективней за те же деньги, станет применение схемы «сателлиты плюс сабвуфер». Саб (сабы) берет на себя низкочастотный диапазон, тут ему «…и карты в руки» - это ведь специализированное устройство. Сателлиты при этом могут иметь минимальные размеры, поскольку большие динамики необходимы только для работы на низких частотах, для чего уже применен сабвуфер.
Акустика центрального канала Burmester C8
Для максимально точного воспроизведения голосов в домашнем кинотеатре есть система центрального канала – это часто фактически тот же сателлит, только, как правило, симметричный в горизонтальной ориентации, располагаемый по центру, под экраном.
Ясное дело, подобрать такой комплект из отдельных компонентов, имеющихся в продаже – вполне реальное дело. Правда, на практике результат не будет оптимальным. Даже при серьезной квалификации трудно рассчитывать на то, что получившаяся система будет органично звучать в комплексе. Для этого выпускаются заведомо предназначенные для совместной работы «коробочные» комплекты домашнего кинотеатра. С ними – все просто.
ДК в одной коробке Dolby Atmos Onkyo HT-S5805 (AV-ресивер + Акустика 5.1.2)
Система настроена еще на заводе. Все подсоединяется к центральному блоку (простейшему AV ресиверу, он, как правило, идет в комплекте). Перепутать что-либо не удастся – все кабели имеют «разъемы-ключи», которые можно подсоединить только в предназначенные места. К этому добавляем плеер и плоскую панель либо проектор – и можно наслаждаться. Правда, «коробочный» домашний кинотеатр, по определению, ограничен размерами коробки. При желании получить более высокий уровень стоит поменять подход к выбору комплекта.
Акустика DALI Zensor - комплект домашнего кинотеатра
Речь о серийных комплектах акустики для домашнего кинотеатра. Как правило, в качестве сателлитов в них используются полочные системы, к ним – системы центрального канала и, желательно, сабвуферы из той же серии. Такие комплекты формируются на месте продажи, по потребностям покупателя. Вопрос – в конфигурации. Количество сателлитов плюс система центрального канала – это, как правило, пять предметов. Добавим сабвуфер – и получим комплект акустики домашнего кинотеатра в конфигурации 5.1. Есть еще и 7.1, и 9.1, и это – не предел. Кстати, сабвуферов (цифра после точки) может быть и два... С другой стороны, минимизировать число компонентов поможет применение саундбара – некоторые из них, как утверждается, способны заменить весь набор сателлитов.
Саундбар - система объемного звучания с Bluetooth Onkyo LS-T30
Прогресс последних лет предлагает по-настоящему пространственное звучание. Наиболее распространенный его стандарт на текущий момент – Dolby Atmos. Для него потребуется еще, как минимум, пара сателлитов, лучше специализированных, «рисующих» вертикальное измерение звукового поля.
Любители качественного стерео часто в качестве фронтальных сателлитов все-таки приобретают «полновесную» напольную акустику. Точно так же, «башни» рекомендуется покупать из той же серии. В противном случае, вас ждет разочарование: звучание фронтальных и тыловых, к примеру, сателлитов с различной окраской и по-разному «сшитых» с диапазоном сабвуфера способно здорово испортить впечатление даже от дорогостоящего комплекта. Применение компонентов от разных производителей усложняет настройку системы.
Комплект акустики Cabasse IO2 - возможны разнообразные варианты установки
И еще. Пожалуй, важнейшим параметром звуковой системы домашнего кинотеатра после качества звучания (или даже перед ним) является качество адаптации к интерьеру комнаты, где этот ДК будет установлен. Обратите внимание на варианты и возможности монтажа сателлитов – часто они могут быть установлены на стойках, предусматривается настенное крепление или эти небольшие колонки можно поставить на плоскость, например, на полку.
Отдельное внимание требует к себе сабвуфер. Стандартная кубическая форма дает возможность максимально реализовать возможности низкочастотного динамика, зато более плоская конструкция позволяет получить более гибкие варианты размещения. Оптимальное место установки саба, с точки зрения звучания, часто не совпадает с тем, которое было для него выделено изначально – будьте готовы к такому повороту событий.
9.2 канальный AV-ресивер Marantz SR7011
Естественно, для каждого такого комплекта, предполагается наличие AV-ресивера, либо многоканального усилителя. При его выборе стоит проявить строгость и внимательность. Параметры компонентов обязаны соответствовать друг другу. Прежде всего, это – количество звуковых каналов. Если у ресивера их больше – вы просто заплатили за лишние встроенные схемы. Если наоборот – лишними окажется, скажем, пара сателлитов… Стоит все это подсчитать заранее, задача элементарна. Обидно бывает, когда для полного комплекта приходится докупать, скажем, усилитель, требующий отдельного пульта управления и собственной подстройки при, скажем, изменении громкости всей системы – вариант крайне нежелательный, как с точки зрения результирующей суммарной цены всего комплекта, так и с точки зрения удобства.
Более сложная задача – сочетание мощности. В данном случае, речь идет о том, что максимальная мощность каждого усилителя не должна превышать максимальную рекомендуемую мощность подключаемой к нему акустики. Очень полезно обратить внимание и на класс устройств, отчасти, «зашитый» в их стоимости – все должно быть соразмерно.
Функциональные возможности вашего AV-ресивера также должны быть востребованы и актуальны. Если вы используете часть комплекта домашнего кинотеатра для качественного аудио – обратите внимание на ресиверы с возможностью «индивидуальной» работы с фронтальной акустикой. Немаловажные параметры ресивера – наличие возможности работы с различными источниками сигнала – Интернет, сетевыми, USB Bluetooth – проанализируйте, что востребовано из этого набора.
Blu-ray плеер Onkyo BD-SP809
Самые качественные версии кино для домашнего кинотеатра распространяются на лазерных дисках. Таким образом, вам необходим Blu-ray / DVD плеер. Обратите внимание на то, как его оснащение дополняется оснащением ресивера. Дублирование функций вполне оправдано, если не стоит больших лишних денег. Важно, чтобы полупроводниковые компоненты в своей вычислительной части не только дополняли друг друга, но и были совместимы с актуальными форматами и технологиями.
Еще один критерий выбора – дизайн. Выбирая компоненты, представьте себе, как они сочетаются с уже имеющимся интерьером. Поинтересуйтесь, какие варианты отделки предлагает производитель – скорей всего, среди них найдется именно ваш, единственно правильный.
Стационарный домашний кинотеатр Meridian
Комната, где устанавливается современная мощная звуковая система, должна иметь хотя бы минимальную акустическую подготовку. Самый минимум потребует от вас избавиться от предметов, способных входить в резонанс, дребезжать, давать призвуки. Это относится к стеклу и объектам с большой поверхностью и малым весом – окна, дверцы. Второй этап – избавление от гулкости помещения. Затем - получение правильного уровня реверберации и правильных характеристик звукопоглощения. Это возможно уже скорей в специально подготовленном помещении, куда потребуется оборудование профессионального класса, с которым должны работать профессиональные инсталляторы. Но это уже совсем другая история...