Тест: Проигрыватели винила Thorens TD 201 и TD 202
Мы часто испытываем дорогие проигрыватели вовсе не из снобизма, а потому, что в бюджетном сегменте что-то достойное появляется слишком редко...
TD 201 и TD 202 – совершенно новые модели, они интересны тем, что созданы уже при новом руководстве Thorens и поступают в продажу полностью настроенными и укомплектованными.
Посмотрим, за счёт чего старейшему производителю проигрывателей удалось удержаться в столь демократичных ценовых рамках.
Торжество демократии
Виниловая волна захлестывает массовое сознание, охватывая всё больше и больше любителей музыки. Многие из них вообще не задумались бы о проигрывании пластинок, если бы не активные усилия производителей, поддерживающих начинающих меломанов в их стремлении к аналоговому звуку. В целом это хорошо, т. к. здесь интересы продавца и покупателя совпадают – первый зарабатывает и развивает технологии, а второй получает возможность попробовать способ воспроизведения, альтернативный всеобщей цифровизации. Свобода выбора – это важно, и чем больше меломанов этот выбор получат, тем лучше. Главная задача производителя – сделать проигрыватель доступным и при этом не разочаровать покупателя качеством звучания. В доступном ценовом сегменте есть ещё один аспект – простота установки и настройки для неопытного пользователя. Увязать все эти требования в одной конструкции, не выходя за рамки бюджета, не так-то просто, но не для Thorens – компании, которая ещё в XIX веке производила музыкальные шкатулки и фонографы, а первый проигрыватель с мотором выпустила в 1923-м.
Новые модели TD 201 и TD 202 выполнены в соответствии с концепцией plug-and-play и имеют почти одинаковую конструкцию. Разница в том, что TD 202 оснащена встроенным аналогово-цифровым преобразователем, позволяющим без специальных навыков оцифровывать винил. Кроме того, эта модель комплектуется другой головкой (об этом ниже), отличается увеличенной высотой стола и ценой.
В обоих проигрывателях используется пассиковый привод. Двигатель постоянного тока спрятан под 30-сантиметровым алюминиевым диском, причём крутящий момент от ведущего шкива передаётся через плоский резиновый ремень на дополнительный внутренний обод. За счёт этого улучшаются инерционные свойства диска и, как следствие, снижается детонация. Обе модели комплектуются эластичными резиновыми матами с логотипом Thorens. Управляются проигрыватели двумя флажковыми переключателями — 33/45 и START/STOP. Питание – от 12-вольтового стенного адаптера.
Прямой тонарм TP71 – совершенно новая разработка специалистов Thorens. Статически сбалансированная конструкция с алюминиевой трубкой предусматривает установку головок массой от 3,5 до 6 граммов. Антискейтинг регулируется поворотной кнопкой с нанесённой на неё шкалой. Шелл съёмный, что облегчает установку головок.
Встроенный фонокорректор рассчитан на подключение ММ-картриджей, его характеристик (также, как и характеристик АЦП) производитель не сообщает. Сигнал можно выдать на разъёмы RCA и в обход корректора, для этого предназначен переключатель PREAMP ON/OFF.
Модель TD 201 комплектуется картриджем Audio-Technica AT 3600. Несмотря на принадлежность к начальному уровню, он обладает достаточно высокими параметрами: диапазон частот 20 Гц – 20 кГц при разделении каналов более 18 дБ, прижимная сила от 1,5 до 2,5 г. Профиль алмазной иглы – эллипс 0,4 х 0,7 мм.
На TD 202 штатно устанавливается более дорогая головка Audio-Technica AT-95E с очень близкими параметрами. Цифровой сигнал с АЦП выводится на порт USB B.
Собрать проигрыватель сможет даже тот, кто никогда не имел дела с подобной техникой, да и настройка тонарма с головкой по прилагаемому шаблону трудностей не вызовет.
Также вам будет интересно: Уверенный старт. Обзор винилового проигрывателя Denon DP-300
Первое включение — TD 201 с подачей сигнала в режиме PREAMP ON на линейный вход интегральника Rotel A12. Собственный шум встроенного фонокорректора заметен, если выкрутить громкость на полную, на комфортных же уровнях прослушивания всё чисто. Тональный баланс ровный, да и звучание не скучное – в нём есть и живая «искра», и очень внятная нижняя середина. На пиковых уровнях нет ни окраски, ни затягивания резких звуков. Значит, у корректора достаточно высокая перегрузочная способность.
Характер баса определяется классом головки, к самому же проигрывателю вопросов нет: нижняя середина с богатым наполнением, заметной пустоты, характерной для лёгких конструкций, не ощущается. Ритмическая структура музыки передаётся вполне адекватно – скорость вращения диска стабильна, детонация минимальна.
Переходим в режим PREAMP OFF и подключаем к прямому выходу с головки внешний фонокорректор Lehmann Audio Decade. Каких-то радикальных изменений не происходит, но становится ясно, что головка AT 3600 начального уровня не дотягивает до потенциала проигрывателя. Звучание становится более открытым, появляется весьма приличный бас, но даже при этом воспроизведение кажется не слишком энергичным и детальным. Понятно и то, что стол у TD 201 достаточно хорошо задемпфирован – даже дорогой корректор с быстрой динамикой не выявляет его резонансов.
Для испытания TD 202 мы поставили не штатную Audio-Technica AT-95E, а головку классом выше – Sumiko Olympia. Вот эта замена оказалась гораздо более существенной: уже ощущается и драйв, и плотное наполнение в нижнем регистре, заметно прочищается верхний диапазон. Можно слушать любую музыку, включая и симфоническую – упрощений и условностей в её подаче крайне мало. Понравилось и то, что АЦП не даёт помех на встроенный фонокорректор – значит, они грамотно развязаны по питанию.
С внешним корректором TD 202 показал реальный класс. Хорошо структурированный бас и никакого рокота в паузах, прекрасно проработанная середина, естественное звучание тарелок, чуть больший масштаб звуковой сцены… Проигрыватель имеет более солидный по высоте стол, возможно, поэтому возрастает энергетика в нижнем регистре, чётче становится атака. Уверен, если поэкспериментировать с дополнительными опорами или поставить проигрыватель на массивную платформу, результат может оказаться ещё более впечатляющим. Но и без особых ухищрений 202-й – вполне достойный проигрыватель за свои деньги, да ещё с возможностью оцифровки пластинок. Это вариант для меломана пусть и с небольшим, но всё же опытом. А также с пониманием, как должен звучать винил в приличной системе.
TD 201 – реальная стартовая платформа для желающих приобщиться к актуальной виниловой теме. В последствии можно поменять головку и больше ни о чём не беспокоиться, ведь это хотя и бюджетный, но всё-таки Thorens.
Музыка
- W.A.Mozart, «Symphonien». Deutsche Grammophon, 1980
- Leftfield, «Leftism». Columbia, 2005
- Errol Garner, «Feeling is Believing». BASF/MPS, 1970
- Le Grand Orchestre De Paul Mauriat, «Apres Toi». Philips, 1972