Кен Ишивата. Посол Marantz
Кен Ишивата (Ken Ishiwata), вероятно, был одной из самых влиятельных личностей в Hi-Fi. Его технический талант позволил спроектировать множество великолепных устройств и модифицировать многие продукты Marantz…
Усилители и проигрыватели компакт-дисков, подписанные его инициалами, очень востребованы, а обычные модели бренда поступали в производство только после его одобрения. Не меньшее влияние на культуру воспроизведения аудио оказала просветительская и общественная деятельность этого человека – участие в событиях, обсуждениях, многочисленные интервью, которые вскоре разбирали на цитаты…
Ken Ishiwata
Кен Ишивата родился в Японии в 1947 году. Он был страстным любителем музыки, у которого была возможность познакомиться практически со всеми основными технологиями: от ламповых усилителей до стримеров, от монофонических шеллаковых грампластинок до музыкальных файлов в высоком разрешении.
Как рассказывал сам Ишивата, его увлечение аудио началось с детства. Родители очень любили музыку, она окружала Кена с самых ранних лет, он учился играть на скрипке и впоследствии даже выиграл несколько конкурсов. Но в то же время очень Кен еще в детстве интересовался устройствами воспроизведении музыки.
Marantz Model 7C
Как это ни удивительно, но первая встреча Ишиваты с Marantz произошла, когда Кен еще учился в школе. Уже тогда Ишивата сделал несколько аудио систем, ему было всего было 10 лет, когда он собрал свой первый ламповый моно усилитель. У Кена в то время был друг, отец которого был настоящим аудиофилом и имел прекрасную комнату для прослушивания. Однажды Кену удалось услышать в ней отличный звук, намного лучший, чем раньше. И Кен увидел странно выглядящее золотое изделие с надписью Marantz на передней панели. Это был предусилитель Model 7C. Этот компонент, по словам Ишиваты, изменил его точку зрения на аудио.
Естественно, Кен захотел заполучить Model 7C, но он стоил слишком много для ученика средней школы. Поэтому вместо Ишивата попросил одолжить ему этот предусилитель и скопировал его схему. Кен решил сделать копию этого аппарата. Это заняло довольно много времени, некоторые детали было очень трудно достать, но ему удалось достать все детали и собрать эту копию. Он уже предвкушал прекрасное звучание, но звука не было вообще! После долгих усилий аппарат все-таки заработал, но звук был совсем не таким, как в оригинальной модели. Пришлось искать «правильные» лампы. Marantz использовал лампы Telefunken, а у Ишивата были лишь аналоги Toshiba. Как оказалось, это имело большое значение. Затем пришлось менять конденсаторы и резисторы. Все они влияли на качество звука. Так Ишивата понял, что создать настоящий hi-fi совсем не просто. Чтобы добиться успеха, нужно обращать внимание на каждую деталь.
Marantz Model 7C со снятой верхней крышкой
Кен также интересовался зарубежными странами и хотел путешествовать, но, Япония - это остров, посещать другие страны можно было только на самолете или на корабле, для чего было необходимо получить определенную лицензию. Для этого пришлось усердно учиться и сдать государственный экзамен, что Ишивата и сделал, получив международную лицензию радиоинженера первого класса. Этот экзамен состоит состоит из 10 различных этапов, на каждом из которых нужно сделать более 90% заданий. Достаточно сказать, что каждый год около 1500 человек пытаются это сделать, но проходят всего 10. В тот год Кен стал одним из 7 счастливчиков, сдавших экзамен. Затем он нанялся в японскую судоходную компанию в качестве офицера-радио специалиста. Так Ишивата побывал в США, Канаде, Океании и многих странах Азии, но жизнь на корабле оказалась не интересной.
Удача опять улыбнулась Ишивате, когда с ним связались представители Pioneer и предложили работу в компании. Они собирались расширять свое присутствие в Европе и нуждались в инженере, который говорил бы по-английски и понимал основы бизнеса. В начале Кен некоторое время работал в Японии, пока его не перевели в Европу в 1968 году. А через 10 лет он присоединился к Marantz. После он рассказывал, что в приватных беседах представители Pioneer признались, что сожалели о его уходе.
Ишивата работал в Marantz во времена разных владельцев компании, ощущая влияние, которое они оказывали. Первым была крупная в те времена компания Superscope, купившая Marantz у Саула Бернарда Маранца (Saul Bernard Marantz). Это совпало с временем перехода с ламп на транзисторы. Superscope искал в Японии партнера, способного производить высококачественные компоненты по низкой цене и нашел Standard Radio Cooperation of Japan – так тогда назывался Marantz. Так в Японию пришла чистая американская индустриализация, это произошло еще до появления Ишиваты.
CD-63, выпущенный в 1982 году, стал первым коммерческим CD-плеером
Следующим был Philips, это совпало с введением формата CD. Marantz, по мнению Ишиваты, очень повезло получить высококачественные цифровые аудиотехнологии от Philips. Ишивата в тот момент был единственным японским инженером, который говорил по-английски, он участвовал во всех контактах с инженерами Philips. Так Ишивата стал специалистом в цифровом аудио. Philips и Marantz были единственными компаниями, использующими технологию передискретизации (4x Oversampling Technology), это во многом способствовало созданию замечательной звуковой сцены, которую создавали их CD плееры.
Marantz CD45
В эпоху Philips Ишивата получил звание «Посол бренда». Все началось с беседы с представителем отдела кадров. Ишивату спросили, каково его звание. И настояли на присвоении именно титула «Посол бренда». На это решение ушло несколько месяцев. Сам Ишивата вспоминал об этом так: «Однажды мне позвонили: «Мистер Ишивата, мы не смогли найти вам звание, поэтому мы пошли в стороннее агентство, чтобы придумать его, и они предложили «Посол бренда». С тех пор этот титул стал известен и использовался другими людьми и компаниями и даже в других отраслях.
Флагманские SA-10 и PM-10, выпущенные Кеном Ишиватой
В восьмидесятые годы, когда AV-ресиверы завоевывали свою рыночную долю, многие производители переключали свое внимание на многоканальные AV, а некоторые в итоге полностью ушли от стерео. Внутри Marantz были большие дискуссии по этому поводу. В какой-то момент японское руководство Marantz также хотело остановить производство стерео и перейти на AV. «Через мой труп! Мы не можем перестать быть теми, кто мы есть!», - заявил тогда Ишивата. Он настоял на поддержке двухканальных систем и позаботился о том, чтобы были разработали конкурентные продукты, которые завоевали серьезные рыночные доли и внесли большой вклад в прибыль компании. Через несколько лет японское руководство поблагодарило Ишивату за эту стратегию.
Предусилитель и усилитель моделей 7 и 9
«Самым большим достижением в моей карьере в Marantz, без сомнения, является серия CD-проигрывателей Ken Ishiwata Signature», - говорил Ишивата в своих интервью, - «Конечно, это очень хорошо известно, но гораздо менее известной является акустическая система Marantz LD-50, выпущенная еще в конце семидесятых годов. Ну, а CD-63 KI Signature, безусловно, является классикой - многие любители Hi-Fi по-прежнему хранят их в своих коллекциях. Это не самый нейтрально звучащий плеер, но у него был очень особенный, сексуальный звук».
Marantz CD45
Затем последовала специальная серия Marantz, начиная с CD-45 Limited Edition , затем CD-65 и CD-75 Special Edition, затем CD-50SE, CD-52SE., CD-63SE, CD-67SE и CD-6000OSE и так далее. Они оказались чрезвычайно коммерчески успешными в то время. За 40 лет работы Marantz Ишивата дал старт многим высоко оцененным концепциям построения высококачественного аудио, сериям аудио компонентов и просто отдельным моделям.
На протяжении всего своего сотрудничества с Marantz Ишивата постоянно занимался анализом перспективности технологий, стараясь объяснить их перспективы. Интересно, что в случае соотношения аналогового и цифрового аудио, Ишивата пояснял, что нельзя забывать о необходимости конвертации. Вы должны преобразовать аналоговый сигнал в цифровой для записи, затем снова из цифрового в аналоговый для воспроизведения. И, конечно, эти преобразования никогда не проходят без потерь.
Мы попробовали подсчитать, сколько образцов высококлассной аудио техники было создано при участии или под патронатом этого эксперта. В Marantz говорят, что ими были почти все профильные продукты бренда. Если брать только те, с которыми связывалось имя Ишиваты, получается около 60 образцов. Полный список мы разместили здесь. Это модели Special Editions, выпускавшиеся с 1986 по 2015 год и системы KI Signature, за подписью самого мэтра. Когда в прошлом году вышли последние из них, комплект Ruby, CD-плеер SA-KI и усилитель PM-KI, мы еще не знали, что они станут последним творением, выпущенным при участии Ишиваты от начала и до конца…
Рекламный постер Ruby
Этим творческие интересы Ишиваты не ограничивались. Например, он принял участие в настройке и доводке изделия совсем другого бренда – Polk Audio. Речь идет о линейке акустики Polk Signature E. Здесь можно увидеть демонстрацию ее старших напольников S60e на выставке High End Munich 2018 вместе с усилителем Marantz KI RUBY, в которой мастер принимал участие лично.
Polk Signature E
Своим любимым носителем аудио Ишивата считал двухдорожечную магнитную запись на скорости 38 см / с, но, к сожалению, в этом формате доступно не так много записей. Если говорить о цифровой музыке, то любимыми носителями он считал файлы SACD и DSD. Главным, по его мнению, следовало считать качество оригинальной записи. Есть много очень хороших записей в формате 44,1 кГц / 16 бит. При этом, файлы DSD или 192 кГц / 24 бита вообще не могут гарантировать высочайшее качество, если исходная запись не является хорошей.
В коллекции метра было около 8000 только виниловых дисков, среди которых, по его словам, немало уникальных изданий, так и не увидевших свет в «цифре». Постоянно находясь в курсе актуальных тенденций звукозаписи и воспроизведения, Ишивата прослушивал, по его словам, около 100 новых аудио альбомов в месяц. Все это – наряду с огромной просветительской работой, общественной деятельностью, конструкторскими разработками и консультациями.
При этом, до самых последних дней, Ишивата оставлся Послом. Контактным, приветливым, готовым к общению, готовым делиться своими огромными знаниями человеком. Когда его спрашивали о работе, он отвечал: «Моя функция заключается в том, что я должен убедиться, что все в порядке».
В 2019 году Ишивате исполнилось 72 года. В мае пришло известие о том, что он сложил с себя обязанности посла Marantz. Прошло не так много времени, когда пришла печальная новость: Кен Ишивата умер 25 ноября 2019 года. Этот человек блестяще представлял индустрию, которую мы любим – сказали о нем.