DALI IO-6 - крах моих стереотипов. Рассказ аудиофила
Дисклеймер. Для тех, кто читает мой обзор впервые: я не обзорщик, а рассказчик, и стараюсь не только описать устройство, но и поделиться опытом искушенного пользователя, передать чувства и мысли, вызванные устройством.
Когда речь заходит о Дании, то сразу вспоминают Андерсена и Гамлета, потом еще баночное печенье и баночное пиво. Я же в силу профессии сперва вспоминаю датских поросят и свиней, а из-за легкой беззаботности и тяжелой аудиофилии – еще Леся Подервянського и акустику. Дания - родина горячо любимых ценителями звука брендов Artcoustic, Bang & Olufsen, Bertram, DALI, Dynaudio, Hanss Acoustics, Jamo, Ortofon etc. А потому, несмотря на сверхскромные размеры, на аудиофильской карте мира Данию не потеряешь и не перепутаешь с многочисленными соседями по Северу (вероятно, датчане хранят свой потенциал на принадлежащем им островке Гренландия, всего-то 50 Даний).
К акустическим системам DALI я испытываю особо теплые чувства; в этом нет никакого бизнеса, только личное. Я как обзорщик-эссеист, начал с рассказа о напольной стереопаре Oberon 5. Поводом для эссе был конкурс и возможность выиграть Bluetooth-колонку от Denon, а мотивом – любовь, даже две: аудиофилия и графомания. Все, лирический момент исчерпан, к делу!
DALI заслуженно пользуется репутацией производителя качественной акустики, которого поклонники по всему миру ценят за уникальный звуковой почерк и характер. Товар, продукция, изделия – нет, это все не те слова, это про бочки и скамейки; а DALI предлагает произведения. Они не выглядят, точнее, не звучат случайно, как результат постоянного поиска и экспериментов. А еще стильный и тоже узнаваемый дизайн, который отлично вписывается в современный интерьер.
С беспроводным подключением в DALI плодотворно работали и ранее: это и линейка Callisto, и отличная Bluetooth-колонка DALI Katch, и удостоенный престижных наград саундбар DALI Katch One. Такие успехи возникают не на пустом месте и требуют развития – и оно воспоследовало! Беспроводные наушники стали, пожалуй, наиболее логичной вехой: тренд есть тренд, и носимая электроника все более и более востребована, а идея иметь наушники того же бренда, что и акустика, кажется крайне привлекательной. Так что решение DALI вызвало овацию в племени аудиофилов и приветственные кличи народа маркетологов: бренд все сделал правильно.
Меня приятно удивил выбор форм-фактора. Когда всё больше и больше производителей делают упор на tws-наушники, DALI избрали классический вариант полноразмеров (но об этом ниже). Как ни крути, но размер имеет значение: в tws звука не положишь, потому что законы физики не обманешь, и размеры всё равно ограничат полет инженерной мысли. Пока что true wireless это не про true аудиофилию. И вот именно поэтому мы имеем дело с корпусом полноразмерных наушников, ладно сшитым и крепко скроенным.
Упаковка: по-скандинавски стильно и лаконично. Компактный квадрат из твердого картона (естественно, из вторсырья!) и безупречная полиграфия – почему-то сразу и как бы сам собой вспоминается нейтральный картон от Роберта Шекли: единственный материал, в который можно упаковать антиматерию. А вот "гробы" изделий Hifiman вспоминать не хочется: открываешь их не без трепета, ожидая найти не наушники, а самого графа Влада III Цепеша, в простонародье именуемого Дракулой. У DALI так глупо шутить не принято: IO-6 внутри коробки упакованы в симпатичный транспортировочный кейс, который надежно защищает наушники от невзгод окружающего мира. Кейс, вероятно, сработан не магглами, а магами, он внутри больше, чем снаружи: в специальном отделении обнаруживается целый набор кабелей, включая usb a-usb c и 3,5мм-3,5мм для цифрового и аналогового подключения, а также адаптер для полетов.
О самом важном: это наушники закрытого типа, с 50-миллиметровым диффузором из целлюлозы, как у колонок DALI, и динамиками с мощными неодимовыми магнитами; имеется bluetooth версии 5.0 и поддержка кодеков aptx и aptx HD. Но мой наметанный глаз немедленно замечает, who is on duty today: где же LDAC? Но этот вопрос отпадает при непосредственном знакомстве с наушниками. Производитель заявляет 30 часов автономности (подтверждаю), а с выключенным шумодавом и того больше - около 40 часов музыки, разговоров или всех прочих акустических колебаний воздуха. Подчеркиваю: только воздуха! – наушники защищены по стандарту IP53, от пыли и брызг, и потому погружаться в жидкие среды, сиречь воду, речную, морскую или водопроводную, в них не получится. Точнее, не стоит: на гамлетовское «купатися чи не купатися?» IO-6 отвечают «нет».
Итак, дизайн - это первое, за что хочется пожать руку разработчикам (но далеко не последнее, читайте дальше!). Мне достался экземпляр карамельно-белого оформления, также есть черный, но, на мой взгляд, он выглядит скучновато. Алюминиевые оголовья и подвижные элементы, позволяющие повернуть чашки на 180°, выглядят добротно, они явно сделаны на совесть. В целом наушники лаконичны, приятны взгляду и ощущаются в руках премиальным продуктом. Не хватает, конечно, лухури в виде покрытых лаком чашек из ценных пород древесины, но оставим этот заманчивый разврат проводным мастодонтам вроде Audeze. Кесарю кесарево, слесарю слесарево.
С управлением датчане поступили так же, как в Скандинавии поступают со всем: практично. За управление и навигацию по широтам и долготам звуковых волн отвечают 3 клавиши: центральный диск правой чаши (одно нажатие - воспроизведение/пауза, ответ на вызов, два - следующий трек, три - предыдущий трек) и окружность на ней же, нажатием на верхнюю нижнюю ее грани можно регулировать уровень громкости. Никаких проблем с управлением звуком в перчатках не возникнет. Есть ползунок питания, удержание которого переключает наушники в режим сопряжения (первое подключение заняло едва ли 3 секунды) и клавиша управления режимом шумодава: активный шумодав, режим прозрачности, при котором встроенный микрофон "затягивает" звуки извне, и собственно без шумоподавления. А чтобы вы все-таки не заблудились в этих трех датских соснах, есть цветовые и звуковые индикаторы состояния.
А теперь, дорогие мои, о главном: о звуке. По традиции начну издалека. Дело в том, что ваш непокорный слуга ещё тот ретроград и прагматик: для ежедневного прослушивания я использую портативный тракт с кабелем, сопоставимым ценой с IO-6. Да, аудиофилия это тяжелая болезнь, имеющая обострения, снять которые можно только покупкой очередного аудиоништяка. Сладкой эйфории этого момента не мешает даже мысль о неизбежном похмелье, с которым придется предъявлять это счастье жене. Неудивительно, что я очень скептически отнёсся к аудио возможностям IO-6. И я почти угадал: меня ожидало разочарование, но не в наушниках, а в моих предрассудках и стереотипах.
Чего ждет посвященный от любых беспроводных наушников? – правильно, зажатости на верхах, куцых послезвучий и мутной середины. Этим отличались все модели, с которыми я имел дело ранее, и не только: беспроводное подключение на цапоусилителях тоже уступало проводному; по понятным причинам провод всегда выигрывал в детализации и объёме.
Что же получил на практике с IO-6? Вопреки ожиданиям и опыту, я получил хороший объем; воображаемая сцена не схлопывается, и, как для закрытого типа наушников, ее вполне можно назвать широкой. Проработка планов, разделение слоев - наушникам это удается не хуже их проводных собратьев сопоставимой стоимости. В общем, аудиофилия на марше, а в DALI головы отлично понимают, что делают руки. При этом наушники звучат по-взрослому, ровно, не делая самостоятельно акцентов на отдельных участках диапазона.
Порадовал бас: низкочастотный диапазон деликатен, точен, но не пересушен, с хорошей глубиной, разрешением, четким ударом и приличным послезвучием. Такой качественный обстоятельный бас, дающий нужную агрессию, где надо, и хорошую динамику. Сложные композиции вроде Freedom Jazz Dance (соло на контрабасе в исполнении Брайана Бромберга) отыгрываются как без гула на самых низких нотах, так и без излишней резкости на щипках струн. Породисто, динамично и не без ощущения осязаемости: звук имеет тело и массу, его точно нельзя назвать тонким.
Среднечастотный диапазон отмечу как ясный, прозрачный, тяготеющий к подчеркиванию микроконтрастов. При этом хорошо удается передача динамики, наушники звучат в этом диапазоне эмоционально, но в меру, в фокусе все же детали, они не пытаются удивить, приукрасив звук и добавив отсебятины, отъеготины и прочей -тины. Разделение инструментов на весьма высоком уровне, про сибилянты и речи не идёт. Тембрально богатый вокал передается с присущей глубиной и теплотой. Главное, тут нет ощущения плоскости и вторичности, наушники придают инструментам естественную соразмерность и позиционирование в пространстве. В целом, средние частоты поданы натурально, ровно с хорошей детализацией и средней протяженностью. Показательны следующие примеры: AC/DC - Jailbreak и Lita Ford - Whole lotta love. В Jailbreak гитары прекрасно разведены и звучат кристально чисто, создавая положенную этой композиции агрессию и напор, а в Whole lotta love вокал Литы Форд подаётся гармонично с уверенной басовой партией, не уступая напору низкочастотного регистра лайтспот на сцене.
Высокие частоты воздушны, обладают высокой детализацией. Они хорошо локализованы и имеют четкие контуры, здесь им предъявить нечего. Немного не хватает протяженности, за счёт чего несколько обрезаются обертона на самом верху, но все же создание богатой многослойной картины послезвучий самых верхних частот это удел наушников куда более высокого ценового сегмента и уж точно работающих на старых добрых проводах, толщиной с хороший трос. Поэтому ВЧ я бы определил как живые с хорошей детализацией и достаточной протяженностью послезвучий. Совсем уж ВЧ-фобам, возможно, их покажется многовато, но ВЧ бояться - hi-fi избегать. Чистоту и прозрачность диапазона хорошо демонстрирует Steve Ray Vaughan - Empty arms. Конечно, на моих проводных Campfire Audio Andromeda насыщенность обертонов заметно выше, но это не совсем честное сравнение, а bluetooth-версия Hifiman Ananda имеет ценник вдвое выше IO-6. То есть за красивые ВЧ зачастую нужно здорово переплачивать.
Эксперименты с аналоговым подключением к качественному источнику (использовал Lotoo paw 6000, Centrance Dacportable, Luxury and precision l5pro) к успеху не привели: звук становится явно проще, чем при Bluetooth- или usb-подключении. Цифра предприятельнее, видимо, из-за имеющегося DTS-процессора, что сказывается на итоговом звучании.
И о наболевшем, о ценообразовании. DALI поступили очень логично, выпустив сразу две версии наушников, ведь активный шумодав нужен далеко не всем. Выбирая IO-4 без шумоподавления, вы получаете -100$ от цены и до 60 часов работы в зависимости от используемого кодека. Так как у наушников и без того хорошая естественная звукоизоляция, активный шумодав понадобится в метро, в самолёте и просто в очень шумных местах, хотя режим прозрачности будет полезен везде вне дома.
Резюмируя, скажу, что эти наушники сделаны под тем же девизом, под которым сделана вся Дания: «Помощь Господа, любовь народа, сила Дании». Первый беспроводной блин у DALI не вышел комом; IO-6, как и их младший, но не менее одаренный брат, положат хорошее начало, уверен, успешной в будущем линейки продуктов, то есть произведений. Рекомендовал бы эти наушники не только меломанам, часто слушающим музыку вне дома, но даже и неискушенным аудиофилам, которые не готовы тратить тысячи долларов на источник, наушники и кабеля…
Автор Dmytro Fedorchenko