Обзор стерео пары Denon PMA-600NE и Denon DCD-600NE
Как вы могли заметить, выбор недорогих компонентов в «полном размере» за последнее десятилетие сузился в разы. Причиной тому стало нашествие дешевых китайских усилителей, сделанных на готовых чипах для импульсных схем усиления. Однако японская Denon делает все, чтобы настоящий Hi-Fi не затерялся в море новодела с AliExpress, и вступает в бой на бюджетном фланге с новым подкреплением – с компонентами «шестисотой» серии.
Конечно, у каждого свои представления о том, что такое недорого. В середине девяностых, когда производители Hi-Fi предлагали едва ли не по десятку компонентов одного и того же назначения, но разной стоимости, самый доступный японский CD-проигрыватель можно было приобрести всего за 200 у.е., усилитель – за 300, а акустику – за 400. Но большинству советских меломанов даже такой комплект казался непозволительной роскошью.
Инфляция к сегодняшнему дню практически удвоила ценники в тех самых у.е. на всю аудиотехнику. В переводе: музыкальный источник за 400 у.е. и полноразмерный интегральник за 600 у.е. – и есть нижняя планка Hi-Fi. Дешевле только аппаратура неизвестного происхождения до популярного китайского онлайн-магазина – те самые, у которых вся электронная начинка в совокупности «тянет» в денежном эквиваленте всего на десяток тех же у.е. Примерно столько же стоит один электролитический конденсатор японского производства For Audio.
Теперь сфокусируемся на стоимости компонентов в нашем тесте. Тут впору задаться вопросом: а надо ли вообще именитому производителю вторгаться в нишу, где «дешево до неприличия»? Играя на этом поле не по его правилам, компании придется мириться с крайне низкой рентабельностью. А если экономить буквально на всем и тоже выпускать технику на копеечных «потрохах», то можно подпортить свою безупречную репутацию.
С другой стороны, иного способа вызывать интерес к настоящему Hi-Fi у широких масс меломанов сегодня, считай, и нет. Вот на таких «миссионерских» позициях и стояли прежде компоненты Denon 520-й серии – к слову, очень популярные в нашей стране. Я до сих пор их воспринимаю не иначе как акт благотворительности. При очень бюджетной цене эти компоненты имели все признаки качественных изделий: были сделаны в солидных корпусах, имели проверенную начинку, нормальные блоки питания и достойные характеристики. В этом году серия снята с производства, а ей на смену пришла «шестисотая». Несмотря на общий рыночный тренд, Denon не покидает самый доступный сегмент, что вызывает одновременно и уважение к бренду, и некоторую настороженность: а вдруг все-таки начали затягивать гайки, экономя на комплектющих?
В CD-проигрывателе DCD-600NE внешне прослеживается преемственность с моделью DCD-520AE – чуть изменилось лишь оформление дисплея и расположение оптического выхода на задней панели. Но как раз последнее, как и возросшая на 0,3 кг масса, говорит о том, что шасси сделано по подобию более серьезного DCD-720AE. В частности, предприняты меры по лучшему механическому демпфированию силового трансформатора (он устанавливается через усиленный подрамник) и самого считывающего механизма (через специальные опоры). Схемотехника печатных плат оптимизирована для подавления перекрестных электромагнитных наводок и обеспечивает максимально короткий путь сигнала. Как и в прежней модели, тракт можно переключить в режим Pure Direct. Конвертирующая и аналоговая части имеют идентичные с прежними характеристики, но чип новый – 32-битовый Burr-Brown PCM5142 (вместо почтенного PCM1791, который стоял еще в проигрывателях три поколения тому назад). Плюс к этому реализована фирменная технология обработки цифрового потока AL32 Processing. Итак, здесь мы ничего не потеряли – технический уровень проигрывателя только возрос и за его новизну не жалко доплатить немного больше относительно «пятьсот-двадцатого».
Усилитель PMA-600NE предлагается по более высокой цене, чем его предшественник. Но разница объясняется не маркетинговой накруткой на новизну, а тем, что здесь нам предлагается и 32-битный ЦАП на Burr-Brown PCM5141 (но без AL32 Processing), и встроенный Bluetooth, поддерживающий базовые кодеки SBC и AAC. Возможно, такие опции не сильно убедят придирчивого аудиофила, но они наделяют усилитель серьезным оружием против «китайцев», которых нередко выбирают как раз из такого функционала. Самых ворчливых адептов аналога успокоим – все цифровые процессы в новом интегральнике вырубаются начисто специальной кнопкой Analog Mode.
В остальном «шестисотый» является едва ли не копией весьма удачной модели PMA-520AE. Без изменений остались фирменные однокаскадные оконечники на сильнотоковых полевых транзисторах и стабилизация питания на диодах Шоттки, малошумящий фонокорректор для головок типа ММ и отключаемый темброблок с классическими регуляторами НЧ/ВЧ (у последнего лишь купирована тонкомпенсация). При этом инженеры Denon сделали все необходимое, чтобы добавление цифровых плат не привело к ухудшению характеристик базового устройства. Поэтому PMA-600NE получил новый трансформатор с отдельными обмотками для аналоговых и цифровых секций, новый электромеханический селектор на расширенное число входов (аналоговых стало на один меньше, зато добавилась пара оптических, один коаксиальный и беспроводное соединение).
Также на задней панели интегральника мы внезапно находим и моно выход на сабвуфер, которого не было даже у более дорогих и мощных интегральников Denon. Как видите, новинку подготовили не только для работы с мобильными гаджетами и цифровыми медиаприставками, но и для того, чтобы усилитель можно было включить в состав простейшего домашнего театра по схеме 2.1.
Что ж, с усилителя и начнем, а в качестве проверенного источника возьмем сетевой проигрыватель Denon DNP-800NE, в котором выходная часть реализована на продвинутом и музыкальном DAC Burr-Brown PCM1795.
Общее впечатление от усилителя, работающего в режиме Source Direct и Analog Mode, таково: звук чеканный, лишь чуть-чуть резковатый, зато открытый, искренний и прозрачный в такой степени, что никогда не скажешь, что усиление возложено на недорогой аппарат. Геометрия сцены не скомкана, а контроль баса достаточно хорош. PMA-600NE чувствителен к фазе включения в розетку электропитания, но сперва теряешься в определении какое однозначно лучшее. Один вариант дает больший пространственный объем и вытягивает самые низкие составляющие из баса. Второй делает сцену более панорамной, укрупняет образы, зато придает больше «ударной» динамики и конкретики в мидбасах.
Если используем колоночный InAkustik LS-1603 Silver, то более предпочтительно «объемное» включение – кабель деликатно акцентирует динамику на краях диапазона. Если меняем его на аудифильский LS-804 Air, уступающий в сечении, то лучше другая фаза вилки, дающая более тактильный бас. При этом «воздушный» кабель хорошо дополняет воспроизведение и удаленными планами в пространстве, и деталировкой. Заодно он понижает и замеченную в самом начале резковатость на ВЧ. На этом варианте, как на основном, мы и останавливаемся.
С двухполосными колонками HECO система звучит так, что рождается иллюзия полного диапазона. Нижний регистр подается очень впечатляюще по динамике, без «сырых» или «сухих» оттенков, несет в себе приятное ощущение текстуры. Немного просветлен верхний регистр, но в целом вся звонкая полоса звучит мягко и естественно – без каких-либо стальных, серебряных или синтетических добавок. Пожалуй, отсутствие «химии» – и есть главный плюс этой системы. В меру глубокая проработка НЧ/СЧ дает весьма музыкальный фундамент – образы ясные, подвижные и где-то даже атлетичные.
С напольными Canton получаем впечатляющую трехмерность и более правильную подачу нижнего баса, причем даже самые низкие барабаны отлично фокусируются в сцене, а не разносятся гулким маревом, что говорит о достаточном демпфировании усилителем. Несмотря на более строгую и тяжелую поступь, пара не «заводит» комнату, отлично вытягивает динамику в нижней середине и достаточно нейтральна выше по спектру. Стальная струна передается очень эффектно и жизненно, нейлоновой слегка не хватает мягкости, а на шумовых составляющих имеется чуть металлический оттенок. Включение темброблока привносит в звучание легкую скованность, а переход от чисто аналогового режима к полнофункциональному слегка «подчищает» и микродинамический рисунок. Но я должен напомнить, что мы слушаем усилитель ценой всего 13 375 грн. И в режиме самого короткого тракта по аналоговому входу он реально хорош – нужное смягчение по ВЧ под АС легко получить подбором межблочника.
Теперь разберемся с цифровыми входами. Если передавать с сетевого проигрывателя сигнал по оптике, то сначала рождается ощущение большей динамики и большей внятности в деталях. И четче передний план, чище общая атмосфера. Но после третьего-пятого трека начинаешь замечать, что звучание несколько формально – оно не утомляет, но не захватывает. Все-таки тот ЦАП, что стоит в сетевом проигрывателе, более пластичен и откровенен в музыкальной подаче. И это особенно заметно, когда слушаешь музыку в мастер-качестве (24 бит/96 кГц) – проигрыватель показывает преимущества таких файлов в кое-каких пространственных нюансах и деталировке, а ЦАП усилителя, наоборот, приводит все к общему знаменателю. И это, кстати, неплохо, потому что распространяется и на беспроводной канал. Пробую Bluetooth с AAC, получаю в хорошем смысле яркую, динамичную и выпуклую подачу, но в ней нет привычных артефактов! Далее пробую с SBC, отмечаю более спокойный и объемный рисунок на ВЧ, но и здесь нет корявостей «цифры»! Встроенный «синезубый» приемник не поддерживает продвинутые кодеки, но об этом просто перестаешь сожалеть – фильтрация и ЦАП в PMA-600NE, похоже, очень грамотно подчищают следы компрессии стандартных кодеков. Разрешения хватает даже для того, чтобы заметить отличия между софтовыми плеерами в смартфонах, которые по-разному «готовят» из Hi-Res файлов поток для передачи в канале, ограниченном на 16 бит/44,1 кГц.
Суммируя впечатления от PMA-600NE, приходишь к неожиданному выводу – новичок смотрится намного привлекательнее не только своего предшественника, но намного функциональнее и такого хита, каким когда-то был PMA-720AE. Мой совет: если ваши колонки не требуют больших мощностей, то смело берите «шестисотый».
Остается проигрыватель. Сразу отмечу тихую работу механизма у нового аппарата. По цифре в комбинации с PMA-600NE звучит, как я уже описал выше – порой невозможно отличить, какой именно проигрыватель, дисковый или сетевой, служит источником. Впрочем, тонкий, но верный и стабильно повторяющийся признак есть – «сидюк» все-таки чуть-чуть укрупняет образы. По аналогу – лучше. Казалось бы, разница в ЦАПах только в грейде (они абсолютно одинаковы по топологии, но PCM5141 обеспечивает шум и искажения на уровне -106, а PCM5142 – на уровне -112 дБ). Однако тот, что установлен в проигрывателе, уже выдает и тонкую музыкальную фактуру, и более щедр на тембральные оттенки. В саунде нет ни заметных едких или окрашивающих призвуков, ни погрешностей с фокусировкой КИ, которые говорили бы о повышенном джиттера, ни замыленности от дешевых аналоговых выходных каскадов…
Наконец-то, выпущен бюджетный идеальный CD-проигрыватель.
Источник: salonav.com