Беспроводный саундбар DALI Katch One. Обзор
Люди часто судят о возможностях новой техники в силу ранее сложившихся представлений. Например, принято за аксиому, что компактный громкоговоритель малого объема физически не может воспроизводить глубокий и интенсивный бас. Датские специалисты, разработавшие эту акустическую систему, не согласны с подобным утверждением и нам ничего не остается, как проверить их правоту практикой.
Данная модель, по сути, есть результат сложения идей и технологий, которые Danish Audiophile Loudspeaker Industries уже воплотила в двух других акустических системах – в саунд-проекторе Kubik One и в портативной «блютус»-колоночке Katch.
От первого новинка переняла общую концепцию, форм-фактор и беспроводный функционал (причем переняла в модифицированном виде). От второго – уникальные драйверы, позволяющие добиться в корпусе АС крайне ограниченного объема отличных звуковых характеристик, высокой мощности и эффективности усиления.
Про предыдущий Katch, наверное, надо напомнить. Эта плоская беспроводная колонка, которая легко помещается в любой портфель или ставится на полку прямо перед книгами, уже заслужила прекрасную репутацию. Причем всех без исключения пользователей она покорила не столько способностью целые сутки напролет работать без подзарядки, сколько умением «качать» вовсе не детский бас.
Тут следует добавить, что в Katch не применяется каких-либо «супербасовых» систем и прочих психоакустических шаманств. Да и сами инженеры DALI, конечно же, не иллюзионисты – они действовали в рамках все тех же физических законов, что лежат в основе любой акустики. Но они придумали способ отодвинуть существующие технические ограничения. И именно его реализовали в саундбаре Katch One, который, едва появившись весной 2019-го, сразу же был отмечен наградой EISA 2019-2020 в категории Sound System.
По праву ли? На этот счет – ни малейших сомнений. Под лаконичной и нарочито простоватой скандинавской внешностью скрывается на редкость замысловатая конструкция. Начнем с того, что одних только излучателей десять штук! Шесть из них выведены на передний щит саундбара и задрапированы фактурной тканью, четыре – на заднюю, где защищены ажурными решетками.
Активный набор представляет из себя две интегрированных в лицевую панель пищалки с ультралёгкими текстильными куполами диаметром 21 мм и четыре 9-сантиметровых драйвера необычной конструкции – без традиционных корзин, с инвертированными металлическими диффузорами и текстильными центральными колпачками. У этих головок нет привычных магнитных систем. У твитеров они совсем миниатюрные – неодимовые. А у мибасовиков упрятаны внутрь стального корпуса, где находится примерно на уровне внутреннего подвеса диффузора. Так сделано, чтобы максимально уменьшить глубину головки и параллельно добиться наибольшей амплитуды хода ее подвижной части. Последняя сделана перевернутой с той же целью – в этом случае под диффузором остается больше свободного пространства. Выбор алюминия вместо излюбленной целлюлозы с вкраплениями волокон дерева продиктован соображениями прочности и жесткости. А легкие тканевые колпачки на них служат демпферами для подавления структурных резонансов. Хитро? Это еще цветочки.
С каждым таким драйвером согласован собственный пассивный излучатель диаметром 11 см с плоской мембраной из стали. Мидбасовые пары, отнесенные к закругленным окончаниям лицевой панели саундбара, работают в диапазоне до 2500 Гц. Аналогичные пары на задней стенке смещены ближе к центру АС и озвучивают полосу до 250 Гц, то есть как бы выполняют функции сабвуфера. При этом усилительная часть имеет только четыре канала (класса D), а не шесть, как можно было бы предположить. То есть сигнал на одной из частот делится активным кроссовером, а на второй – пассивным.
Если вы думаете, что это все секреты Katch One, то ошибаетесь. Чтобы устранить неизбежный спад АЧХ на НЧ из-за очень малого внутреннего объема, в предварительный тракт усиления включен DSP, который выравнивает характеристику и имеет дополнительный режим расширения стереоэффекта. Но я думаю, что этот процессор заодно служит фильтром, который срезает все, что ниже заявленного диапазона воспроизведения (от 46 Гц) и лимитером в основной полосе, вступающим в действие, когда воспроизводимый уровень достигает максимального для данной акустики порога в 101 дБ. На эту мысль наводит простой факт – даже на громкости, близкой к предельной, нет неприятных «хриплых» искажений.
Все это упрятано в корпусе глубиной менее 7 сантиметров. Он изготовлен из хитрого композитного пластика с добавлением стекловолокна, и может ставиться либо на тумбу под телевизор, либо крепиться непосредственно к стене. В любом случае вы получаете комплект прикольных фурнитур от дизайнеров DALI: две съемные деревянные ножки, похожие на винные пробки (но с вибродемпферами!), и специальные лямки для подвески.
Что можно подключить? Разумеется, есть вход HDMI с функцией возвратного аудиоканала для присоединения TV-панели. Два оптических порта позволяют также подключить цифровые источники – CD-проигрыватель, например, и игровую приставку (или сетевой аудиостример). Гнездо USB входом не является – оно служит только для подпитки подключаемых мобильных девайсов. От смартфона аудиосигнал принимается по Bluetooth c качеством aptX, а с мобильного плеера – по аналоговому 3,5-мм входу. Вопросу «как подключить?» в DALI тоже уделили внимание. Ответ: просто и красиво. Терминальные панели заглублены и перпендикулярны задней стенке, поэтому какие кабели ни вставляй, проблем с оттопыренными к стене коннекторами и загибающимися проводами возникнуть не должно.
Настенное крепление смотрится очень эстетично, но если исходить из качества звучания, то оно получается в какой-то степени компромиссным. Система способна развивать очень высокие уровни громкости и «штамповать» басы не хуже крупных двухполосных полочников, но стена, выступающая огромным отражателем звука, неизбежно выделяет полосу до 200 Гц и лишает стереофоническое пространство глубины. В этом случае и стоит прибегать к режиму расширения стереобазы. Работает эта функция весьма деликатно: не искажает тональную картину, как некоторые, и не сильно размазывает виртуальные источники по звуковой панораме – она лишь аккуратно добавляет масштабности в общую атмосферу.
Установка на ножках чуть снижает «драйвовые» качества системы, зато позволяет добиться такой выразительности звучания, что ваши гости наверняка начнут искать в комнате скрытые системы Hi-Fi. Для этого лучше вернуться в режим Focus (стерео как есть, без расширения), а затем остается лишь подобрать на слух оптимальное смещение фасада Katch One относительно края полки или стола – образующийся выступ работает как часть акустического оформления и заметно влияет на то, как воспринимается бас, мидбас и середина. В одном из положений вы гарантированно поймаете искомый баланс тембров – настолько правильный, что его можно приводить в пример некоторым контрольным мониторам!
И только так новая «единая» аудиосистема DALI раскрывает все свои музыкальные таланты. Однако перед детальным описанием звучания, мы все же выскажем пару общих наблюдений – для верности приоритетов.
Katch One не претендует на уровень дорогих аудиосистем, «заточенных» под извлечение тончайших музыкальных нюансов из Hi-Res Audio. Здесь отличия в качестве звучания между разными входами и Bluetooth, например, так ускользающе малы, что их нет смысла описывать. Но это не значит, что тракт в саундбаре не отличается высоким разрешением. Наоборот, наконец-то мы видим прорыв в качестве именно там, где он был действительно нужен – непосредственно на этапе электроакустического преобразования! И вот что это дает.
Верх лишь немного подслащен воздушными компонентами, но в нем угадывается фирменный почерк DALI – минимум отклонений и максимум важных деталей. Если подкраска и чувствуется, то она не навязчива, не имеет ни «песочных», ни «стальных» оттенков. Прорисовка звонких инструментов для саундбара очень хорошая – не зажатая, динамичная. Передача шумовых составляющих натуральная и откровенная. Саунд никому не покажется приглушенным или бедным.
В среднем регистре может быть небольшой акцент (а может и не быть – все зависит от того, как Katch One «споется» с опорой, на которой стоит), напоминающий рупорный, но он даже полезен и придает звучанию чуть винтажную теплоту. В этом диапазоне система не утрирует нюансы и не компрессирует динамику, как это делает большинство компактных АС.
Бас – вообще отдельная тема. Мы ожидали, что он будет самой сильной стороной Katch One и не ошиблись. Система реально берет диапазон от 50 Гц (на всякий случай даже проверили спектроанализатором) и делает это очень убедительно. В звучании нет аморфного гула, поэтому текстура в низах читается без всякого напряжения. Удар бочки не отпечатывается в груди, как от настоящего саба, зато прекрасно слышно, что это была именно бочка и, что еще важнее, какая именно (вы удивитесь, насколько по-разному они могут звучать в разных барабанных установках). Такая же разборчивость проявляется и на мидбасах. Нет ощущения, что контрабас сливается с виолончелью, и что первым не хватает силы, а вторым – деревянной «плоти». В этой ясности и видится ключевое отличие саундбара DALI от всех аналогов, похожих на него по массогабаритным показателям.
Собственно, по этой причине мы даже не стали пытать новинку кинотеатральными программами. Декодеров у нее все равно нет, а низкочастотные эффекты модель и так должна передавать с такой полнотой и правдоподобием, которого за глаза хватит любителю громких блокбастеров. Но для полноты эксперимента мы все же послушали пару «атмосферных» треков со звуками природы, включая и записи мощных грозовых раскатов. Все до единого прозвучали очень органично.
Источник: salonav.com