Активная беспроводная акустика DALI Rubicon 6 C. Review
Колонки такого типа, способные заменить собой целую аудиосистему и вообще избавить от необходимости держать стойку с компонентами, постепенно набирают популярность у тех, кто ищет современное беспроводное решение и не располагает избытками жилплощади. Но может ли такая техника отвечать самым высоким аудиофильским требованиям?
Так сложилось, что почти все системы домашнего звуковоспроизведения сегодня базируются на пассивной акустике. Но так было не всегда. Во времена монофонии доминировала техника, в которой громкоговорители и усилители располагались в одном корпусе. Эта концепция, способная упростить достижение звучания с требуемой точностью и диапазоном, отчасти сохранилась и в студийной сфере – многие профессионалы до сих пор отдают предпочтение активным мониторам.
Беспроводные и сетевые технологии уже стали причиной взрывного роста популярности всевозможных портативных или умных колонок, которые по факту являются системами активного типа. Из этой же оперы – и саундбары с современными стриминговыми и декодирующими функциями.
Только в аудиофильский сектор наметившийся «интеграционный» тренд пока заходит с трудом, причем проблема часто заключается не в технике, а в умах. Самые консервативные хай-файщики все еще придерживаются идеи, будто в «правильной» аудиосистеме все должно быть разделено на кирпичики. С их точки зрения все «аудиокомбайны» со встроенными ЦАП, сетевыми картами, потоковыми платформами и «блютусами» – чистый маркетинг, ограничивающий и подбор системных комбинаций, и качество звучания.
Что ж, давайте посмотрим, как этот «чистый маркетинг» работает в самом показательном случае, когда в одно целое сливается едва ли не все: получение сигнала, его обработка, конвертация, усиление и, наконец, финальное преобразование электрических колебаний в звуковые. Пример такой системы – перед вами.
Любому адепту громоздких стереоустановок с отдельными проигрывателями, предом, оконечником и большими АС эти беленькие беспроводные колонки, скорее всего, покажутся легкомысленными. Ну что может лаконичная пара весьма компактных напольных «башен» и какой-то прилагаемый к ним не слишком серьезный хаб, который питается от внешнего адаптера и весит менее двух кг?
Отвечаем по порядку. Активная версия колонок не уступает аналогичной пассивной паре по техническим параметрам. Сравните цифры, если сомневаетесь. А Sound Hub – это вообще разговор только про функционал. Данное устройство обеспечивает подключение к сети и по Bluetooth, принимает сигнал с обычных внешних источников (в том числе с аналоговых), готовит его для выдачи на АС (трансляция ведется в качестве 24 бит/96 кГц без сжатия и потерь, а окончательное преобразование выполняется непосредственно в акустике ЦАПами Burr Brown PCM1796) и, наконец, осуществляет централизованное управление всей системой. Иными словами, хаб позволяет вообще отказаться от предусилителя и конвертора в системе и может сам служить источником.
Обратите внимание, что Rubicon 6 C при этом не исключает привычного для активной акустики сценария использования. Если у вас уже есть источники и предварительный усилитель, то сигнал можно подвести к акустике по аналогу – получаем экономию на оконечниках, забываем о всех проблемах согласования усиления с акустикой и о тратах на акустические кабели. Здесь может возникнуть резонное возражение: все производители активных АС ограничены в выборе встраиваемых усилителей и часто вынуждены ставить то, что прежде всего подходит по размерам и эффективности – например, компактные модули класса D. В принципе, инженеры DALI так и поступили, но они не поленились отобрать одни из лучших «импульсников» на рынке (с обратной связью для контроля формы выходного сигнала), дополнить тракт высокопроизводительным DSP для разделения полос и подогнать параметры выходных LC-фильтров точно под применяемые головки.
Качество всех комплектующих – отдельный момент. Вы не найдете ничего, что понижало бы класс активных моделей в сравнении с традиционными Rubicon 6. В верхнем звене стоят уже знакомые гибридные купольно-ленточные твитеры. В нижнем – фирменные басовики с хитрыми магнитными системами Linear Drive (из феррита и особого компаунда SMC с магнитными частицами, а для дополнительного снижения вихревых токов используются еще и медные перфорированные колпачки). Диффузоры для этих драйверов изготовлены из ламинированной целлюлозы с включениями древесных волокон – они ослабляют возможные резонансы излучателя. Фазоинверторные корпуса из MDF – вообще эталон качества, точности и чистоты отделки. Может быть, чисто визуально «шестерки» и не оставляют впечатления великих систем за большие деньги, но мы должны понимать, что в плане технологий это едва ли не те же флагманские Epicon.
Ну и последнее соображение, самое важное. Наличие в Sound Hub двух слотов для различных «хардовых» расширений открывает не только широкие возможности для апгрейда управляющего ядра системы, но поможет сберечь деньги и в будущем. Скажем, при появлении новых потоковых сервисов и еще более продвинутых протоколов достаточно будет заменить какой-то модуль, тогда как сторонникам компонентного подхода, вероятнее всего, придется попросту выбрасывать купленный ранее сетевой проигрыватель и идти за новым.
В нашем хабе один слот уже занят дополнительным «плагином» – модулем NPM-1 BluOS.
По бюджету, сравнивать в лоб стоимость активной и пассивной пары не логично, поэтому мы исходили из сметы на «эквивалентную» многокомпонентную систему с похожими возможностями, и она по-любому выходила дороже. Можно спорить о корректности «системного» сравнения, но здесь следует принять во внимание, что в случае с «шестерками» разница в цене такова, что сулит еще больше выгоды от применения активных моделей. Даже странно, почему датская компания все то же самое не решилась сделать на базе самых крупных «восьмерок» – доплата за активную «надстройку» на фоне еще более дорогих и мощных систем была бы еще менее заметной.
Впрочем, и Rubicon 6 C дает хороший бонус, если покупать эту акустику готовым набором – в комплекте с хабом и с модулем BluOS. По отдельности они выйдут несколько дороже.
Еще в первых «прогревочных» прогонах мы обратили внимание на то, что фазоинверторы в активной акустике будто «приторможены» – воздушные импульсы на срезе портов короткие, мощные и отрывистые (у пассивных «шестерок» трубы, бывало, «пыхтели» гораздо мощнее и протяжнее). Вот вам первое косвенное свидетельство хорошей согласованности усиления и нагрузки – резонанс остается под контролем. Поэтому и характер баса у модели с приставкой С иной – не такой обильный, мягкий или плотный (вариации зависят от усилителя), но уж точно увесистый, собранный и правдоподобный: удар в бас-бочку, например, передается именно как в удар большой барабан, а не иначе. Акустика, кстати, пытается «взять» и самые низкие звуки, но это дается ей уже ценой некоторого сжатия динамики. В мидбасовой же полосе все супер – это праздник драйва и четкости ритмического рисунка.
Середина в активной версии колонок отличается от пассивных моделей не столько формой, сколько содержательностью. Звук линеен и нигде не зажат по динамике (такая прямая и открытая трактовка – вообще сильная сторона головок DALI SMC), в нем не чувствуется подкраски или замыленности мелких деталей, но гармоническая подача своеобразна – основные доминирующие тона выделены, а тонкая игра слабых гармоник чуть ретуширована, отчего индивидуальный колорит голосов и инструментов передается с некоторой нарочитостью. С другой стороны, если бы мы имели дело с другим «весовым» раскладом в передаче средних частот, то отдельные звуки стали бы, возможно, более эффектными и красивыми, но уж точно не более узнаваемыми и естественными.
О том, насколько Rubicon 6 C чисты в верхней полосе, не стоит судить, когда колонки подключены линейным кабелем. Сигнал, принятый со входа ADC, претерпевает промежуточную конвертацию и это вносит определенный технический «налет» как на шумовые спектры, так и на резкие звонкие составляющие (все слегка теряют в динамике, при этом первые чуть огрубляются, а вторые слегка «подсушиваются»). Но если звук поступает по фирменному беспроводному протоколу, а источником служит хранилище файлов, к которому имеет доступ BluOS, то вы получите тот самый фирменный звук DALI с богатой микродинамикой и обильным «воздухом».
Мы опасались, что пленочные супертвитеры (которых, кстати нет у «двоек») дезавуируют цифровую природу встроенных усилителей. Но этого не случилось – они работают в полном согласии и обеспечивают требуемую ясность и чистоту. Сцена с хорошим фокусом мнимых образов также говорит о высокой точности усилителей – без идеального тайминга в передаче фронтов и самых скоротечных сигналов пространственная картинка могла бы развалиться, а здесь нет и намека на проблему, типичную для рядовых схем класса D. Зримый «саундстейдж» вы получаете без плясок вокруг усилителей и кабелей, причем система сразу показывает и признаки неплохой вертикальной локализации.
Впрочем, многое зависит от источника. Подключение по Bluetooth вносит легкую «растворенность» в формирование образов и толику цифровых оттенков. Вход SPDIF на первый взгляд избавляет от этих проблем, но когда тот же музыкальный контент на Rubicon 6 C начинаешь слушать через BluOS с сервера, то понимаешь, что такой тракт еще лучше – знакомые записи раскрываются во всех привычных нюансах. А углубление в ассортимент релизов мастер-качества (MQA), которые сегодня предлагает Tidal, вообще чревато многочасовым «залипанием» на любимых исполнителях – многое из предлагаемого потоковым сервисом звучит просто потрясающе!
Достаточно ли этого, чтобы поставить Rubicon 6 C высокий аудиофильский рейтинг? Мы полагаем, что да. Конечно, раздельная система на базе пассивных «шестерок» сулит больше меломанского эстетства и больше свобод в поиске звучания, подходящего под индивидуальные вкусы слушателя. Но на этом ее достоинства и заканчиваются. Активный же вариант при всем уклоне в студийный педантизм ничуть не менее открыт и эмоционален.
Тест журнала www.salonav.com