Предварительный усилитель/процессор Classé Audio Delta Pre и усилитель Delta Stereo. Обзор the abso!utesound
Чего мы на самом деле хотим от нашей электроники, этих неизбежных коробок между источниками аудиосигнала и колонками!?
Автор Эндрю Куинт (Andrew Quint)
Чего мы на самом деле хотим от нашей электроники, этих неизбежных коробок между источниками аудиосигнала и колонками? Конечно, необходимо управление — выбор источника, громкость и т. д. И еще мы хотим, чтобы эти компоненты были простыми в использовании и надежными. Но в основном мы хотим, чтобы они исчезли. В отличие от обновлений фонокорректора, ЦАП или колонок, когда мы ожидаем большего — большего баса, динамического диапазона, масштабности — от остальной электроники, в конечном счете, нам нужно немногое. Помня об этом трудно объяснимом предубеждении, я приступил к знакомству с предусилителем/процессором Delta Pre и усилителем мощности Delta Stereo от Classé Audio.
Компания из Монреаля представила третью итерацию своих компонентов серии Delta на выставке High-End в Мюнхене в 2019 году. Кроме этих двух продуктов, там еще дебютировал новый одноканальный усилитель Delta Mono. Следующим будет пятиканальный усилитель мощности, также планируется создание процессора объемного звучания и интегрального стереоусилителя. Продуманный порядок разработки продуктов и их вывода на рынок ожидаем от такой компании, как Classé, пользующейся уважением как профессионалов звукозаписи, так и взыскательных любителей. Хотя, на самом деле, в последние годы бренд «катался на американских горках» — его положение часто оказывалось нестабильным.
Дэвид Райх (David Reich), разработчик усилителей, и Майк Виглас (Mike Viglas), аудиофил, у которого были средства инвестировать в предприятие и который, в конечном итоге, стал его единственным владельцем, основали Classé Audio в 1980 году (Виглас потом разбогател, став успешным дилером тяжелых грузовиков Ford). Дэйв Наубер (Dave Nauber), 18 лет посвятивший в аудиоиндустрии в Classé, а ныне бренд-директор, любит повторять старую шутку, рассказывая историю компании: «Как сделать небольшое состояние в аудио-бизнесе? Начните с большого состояния!». Приближаясь к пенсионному возрасту, Viglas заключил дистрибьюторское соглашение с Bowers&Wilkins в 2001 году и продал Classé этому уважаемому британскому производителю акустики в 2010 году. Затем, в 2016 году, довольно неожиданно, B&W и сам был приобретен стартапом из Кремниевой долины Eva Automation, который искал признанный продукт для реализации своей передовой беспроводной технологии. «Можно утверждать, что когда они покупали B&W, они даже не знали, что заодно купят и Classé», - вспоминает Наубер, немного обиженно. Было ясно, что планы Eva Automation не имеют ничего общего с Classé, и работы в Монреале были прекращены в следующем же году.
К счастью, спасение пришло в 2018 году, когда Classé приобрела компания Sound United, добавив его к таким успешным аудиобрендам, как Denon, Marantz, Definitive Technology, Boston Acoustics, Polk и HEOS. Продукты Classé продолжили разрабатывать в Квебеке, а производство наладили на принадлежащем Sound United современном заводе Shirakawa Audio Works в северной Японии.
С другой стороны, новейшие компоненты Delta, особенно усилители, имеют свои конструктивные особенности. И моноблочная, и стерео модели должны были быть непоколебимо мощными, поскольку они были рассчитаны на акустику из Англии. «Если вы посмотрите на импеданс колонок B&W 800 или 802, — говорит Наубер, — то вы увидите, что между 70 Гц и 1000 Гц он опускается ниже 4 Ом. Это учитывалось в наших системах. Нужен был усилитель, который мог бы управлять нагрузкой с более низким импедансом и делать это легко, но при этом имел бы достаточную мощность и на 8 Ом. По сути, что бы вы к нему ни подключили, у вас будет достаточно энергии». Delta Stereo — солидная машина, весит около 30 кг, хотя при беглом осмотре он кажется удивительно компактным; он просто не столь внушителен на вид, как типичный стереомощник на 250 Вт в канале (на 8 Ом). Последние компоненты Delta сохраняют облик, характерный для более ранних моделей — цельный кусок экструдированного алюминия толщиной 3,18 мм начинается в одном заднем углу и огибает переднюю часть до другого заднего угла. Первые 12,5 Вт из этих 250 относятся к классу A, это означает серьезное выделение тепла, не так ли? И где тогда массивные радиаторы? Как эти штуки «дышат»? Ответ заключается в том, что в усилителях Classé по-прежнему используется активное охлаждение. Внутри установлен совершенно бесшумный вентилятор с термостатическим управлением и более толстыми лопастями, чем у предыдущего поколения Delta. С каждым оборотом он забирает больше воздуха, поэтому ему не нужно работать быстрее, чтобы рассеять больше тепла. Воздух из окружающей среды попадает в Delta Stereo через воздухозаборник на передней панели и проходит через «Интеллектуальный туннель охлаждения», чтобы выйти через заднюю часть корпуса. Даже если усилитель включен в течение нескольких дней и воспроизводит сложный материал, верх корпуса не теплеет на ощупь, хотя задний выпускной проем, безусловно, нагревается. Система охлаждения позволяет размещать усилители Classé и вертикально, если сзади них есть соответствующий отток воздуха. Это причина, по которой усилители Classé были популярны в студиях звукозаписи (например, на лондонской Abbey Road) и кинотеатрах, а также среди аудиофилов, которые могут уверенно разместить их в стойке для оборудования или в аппаратном шкафу, не опасаясь перегрева. Конструкторы стремились активно контролировать внутреннюю температуру по обычным причинам: детали усилителя будут работать так, как задумано, и прослужат дольше.
Серьезная часть 46 кг веса усилителя приходится на массивный тороидальный трансформатор, намотанный вручную из примерно полукилометра медного провода, с отдельными вторичными обмотками для каждого канала. В общей сложности, 22 высококачественных конденсатора Mundorf обеспечивают достаточную емкость хранения энергии. Платы для правого и левого каналов Delta Stereo идентичны, в отличие от многих других высококачественных стереоусилителей, которые имеют отдельные платы для каждого канала, но на самом деле используют схемы зеркального отображения с трактами сигналов, которые не являются полностью одинаковыми. В новом выходном каскаде используются полевые МОП-транзисторы с горизонтальной структурой, менее эффективные, чем их вертикальные собратья, но более линейные по своему поведению. На передней панели находится пара элегантных индикаторов уровня громкости, которые кто-то сочтет просто декоративными — их можно отключить, если прыгающая стрелка действует вам на нервы. Наубер говорит: «Это как свеча на обеденном столе. Свеча не нужна для освещения, но она добавляет определенную атмосферу. Обучая продажам, мы говорим, что индикатор помогает понять, где заканчивается рабочий диапазон класса А. И большую часть времени прослушивания, усилитель, как правило, работает в классе А.»
На задней панели Delta Stereo есть два набора медных клемм акустического кабеля с родиевым покрытием, а также входы RCA и XLR. Имеются подключения для датчиков ИК-пульта дистанционного управления, входы/выходы триггера постоянного тока и разъем подключения питания. Дополнительно представлены порт USB для обновления прошивки, порт Ethernet и порт управления RS-232. Усилитель поставляется с весьма солидным съемным кабелем питания, разработанным DR Acoustics специально для Delta Stereo. Утверждается, что он невосприимчив к повышению температуры, которое может усложнить прохождение тока. Для подавления нежелательной вибраций, в котором структура шасси также играет роль, и Delta Stereo, и Delta Pre размещаются на опорах Navcom, настроеных на вес компонента. Поскольку усилитель значительно тяжелее, у него ножки жестче чем у предусилителя.
Передняя панель Delta Pre весьма лаконична, учитывая амбициозную функциональность устройства. Кнопка питания переводит аппарат из режима ожидания в активное состояние, есть большая поворотная ручка регулировки громкости, разъем для наушников и вход USB, который упрощает использование портативных мультимедийных устройств Apple. В центре внимания — сенсорный экран размером 9х5 см, используемый для управления и настройки. Находящаяся рядом кнопка меню заменяет главный экран на главную страницу меню, позволяющую перейти к настройкам. Classé был первым производителем аудио, который использовал сенсорный экран, за три года до того, как оригинальный iPhone произвел революцию в мире мобильных устройств. Дэйв Наубер заметил, что, хотя разработка сенсорного экрана, используемого в продуктах Classé Audio, была дорогостоящей, в конечном итоге это сэкономило деньги, поскольку в каждом продукте для управления может использоваться один и тот же экран. Только программное обеспечение меняется от устройства к устройству. «Это позволяет нам многократно использовать инженерные разработки, не изобретая велосипед» — сказал Дэйв.
Подробное описание всех функций предусилителя было бы бессмысленным и утомительным. Здесь можно легко получить доступ к входам, пометить и настроить их (например, установить уровень входа или выбрать значение нагрузки картриджа) и учитывать параметры питания. Когда он не программируется или не используется для выбора меню, сенсорный экран служит дисплеем, на котором большими цифрами, легко читаемыми как в темноте, так при дневном свете, показывается громкость. Меньшим шрифтом отображается остальная информация, например, источник воспроизведения и формат файла. Массивный алюминиевый пульт дублирует управление, хотя с экраном работать все же легче. Зато на пульте есть восемь функциональных клавиш, которые можно назначить на избранные команды.
Аналоговый ступенчатый аттенюатор регулировки громкости имеет очень большое количество шагов, обеспечивая максимально точную настройку. Регулировка происходит с шагом всего 0,25 дБ от -93 до 0 дБ и с шагом 0,5 дБ — от 0 до 14 дБ. Всего — 400 шагов. Возможность установить уровень для каждого источника очень удобна, иначе пришлось бы подолгу вращать ручку регулировки громкости (или нажимать соответствующую кнопку на пульте дистанционного управления), каждый раз начиная с -93 дБ. «Заводское» значение громкости по умолчанию установлено на уровне -30 дБ.
Задняя панель Delta Pre отражает все возможности устройства. В числе цифровых аудиовходов —USB (с поддержкой PCM до 32 бит/384 кГц и DSD до 256), AES/EBU (PCM до 32/192) и по три порта для коаксиального и оптического соединения (оба работают с PCM до 32/192). USB-вход поддерживает собственный DSD — Delta Pre использует пару микросхем ЦАП AKM 4497, используемых в двойном дифференциальном режиме, — но это требует загрузки и установки драйвера Windows Thesycon/Classé USB. Без драйвера вы получите DoP, что само по себе тоже не так уж плохо. Для аналоговых источников Classé предоставляет два набора симметричных входов и два набора RCA в дополнение к паре разъемов RCA фонокорректора. Classé предоставляет в общей сложности пять выходов, все в симметричном и несимметричном варианте. Также предусмотрены выходы сабвуфера.
Предусмотрен и вход для ИК-ретранслятора на тот случай, если пульт дистанционного управления не может надежно «видеть» Delta Pre (скажем, потому, что устройство находится в стоечном шкафу), соединение Ethernet, главный выключатель питания и розетка IEC, причем кабель питания гораздо скромнее, чем поставляемый с Delta Stereo. Опционально можно заказать предусилитель с входом HDMI. По оценкам Дэйва Наубера, 20% покупателей Delta Pre доплачиваюти за HDMI остальные 80% — экономят.
При настройке предусилителя для каждого источника можно использовать цифровой байпас, когда регулятор громкости активен, а функции DSP — нет. При выключенном цифровом байпасе аналоговый сигнал промежуточно преобразуется в PCM, значит, могут быть задействованы такие функции, как управление басами. Если обнаружен сабвуфер, появляется меню управления низкими частотами. Для него можно указать частоту и крутизну кроссовера. В меню настройки Phono (этот вход автоматически обходит цифровую обработку) пользователь указывает тип картриджа: ММ (с подвижным магнитом), МС (с подвижной катушкой) с низким выходом или с высоким выходом. Затем выбирается вариант импедансной нагрузки — 50-450 пФ с девятью шагами по 50 пФ для ММ и восемь вариантов для МС с низким выходом в диапазоне от 7,5 до 1000 Ом. Для МС с высоким выходом автоматически выставляетс 47 кОм.
В отличие от некоторых других сложных предусилителей/процессоров, Classé Delta Pre не предлагает автоматической коррекции помещения DSP. Дэйв Наубер довольно негативно относится к этой технологии, считая, что ее алгоритмы слишком многообещающие, но недостаточно эффективные — точка зрения, с которой, очевидно, многие счастливые пользователи Dirac, Audyssey, Anthem, Lyngdorf и некоторых других программных пакетов будут не согласны. «Все эти системы основаны на предположениях о средних комнатах или отражающих поверхностях», — утверждает Наубер. «Они очень приблизительны. Они редко дают один и тот же результат дважды — каждый раз, когда вы проводите измерения, а затем смотрите, как на самом деле установлены фильтры, автоматическая система выбирает разные значения».
В Delta Pre предусмотрен параметрический эквалайзер, обеспечивающий «очень точные цифровые звуковые фильтры, способные компенсировать фиксированные звуковые неравномерности, определяемые расположением и характеристиками ваших динамиков, вашей комнаты и вашего положения слушателя в комнате», — как сказано в Руководстве по эксплуатации. Для каждого громкоговорителя, включая сабвуфер(ы), может быть установлено до пяти фильтров, при этом пользователь выбирает центральные частоты каждой полосы, а затем регулирует и уровень и добротность. Это действительно мощные возможности. Но также очевидно, что Classé не рекомендует калибровать эквалайзер самостоятельно, руководство призывает, чтобы это делал «высококвалифицированный инженер-акустик». Дэйв Наубер предполагает, что примерно половина клиентов Delta Pre вообще не используют эквалайзер, а половина из них — 20% приглашают профессионалов, 30% просят дилера попробовать, а 50% пробуют делать это сами. «Вам нужно человеческое суждение. Некоторые аномалии необходимо исправить, а другие — нет», — говорит Наубер.
В основном я слушал компоненты Delta вместе, хотя так же пробовал использовать Pre с альтернативным усилением и источник с другим ЦАП. Подсоединялись две пары громкоговорителей: Sonus faber Olympica Nova IIIs (двухпроводное соединение с шестигранными акустическими кабелями от T+A) и Magico S1 Mk2s (подключенные к усилителю с помощью одной пары акустических кабелей Transparent Gen 5 Ultra). Delta Pre с усилителем соединял 4,5-метровый межблочный балансный кабель Transparent Gen 5 Ultra. В качестве цифровых источников использовались серверы Baetis Reference и MusiCHI SRV-1; транспорт — Oppo BDP-103. Аналоговый источник — проигрыватель винила VPI Scoutmaster с тонармом JMW Memorial и картриджем Sumiko Blue Point Special EVO III.
Я использовал компоненты Classé Delta в качестве основной управляющей и усилительной электроники в течение месяца, а сам усилитель периодически, но на несколько недель дольше. Когда предварительный усилитель был впервые установлен, звук моей системы стал мягким и волнистым — «вежливым», но без особой эмоциональности. Эта фаза длилась недолго, не более 20–30 часов, и с тех пор Delta Pre и Stereo доставляли удовольствие работать с ними и, что более важно - слушать их.
Есть две функции Pre, не упомянутые выше, которые могут быть полезны некоторым пользователям, по крайней мере, время от времени. Первый — Apple AirPlay: предусилитель может легко получать контент с устройства iOS, подключенного к той же сети. Когда вы выбираете Delta Pre из списка сетевых устройств вашего телефона/планшета/компьютера, предусилитель автоматически переключается на сеть в качестве источника, и все готово. Что может быть идеальнее для тусовки аудиофилов? Каждый по очереди сможет проигрывать свои тестовые материалы через систему с минимумом суеты.
Еще одна не упомянутая функция Delta Pre — регуляторы тембра, два слова, которые бывают анафемой для некоторых аудиофилов. Их можно использовать обычным образом для повышения или понижения на 6 дБ до частот ниже или выше значений, выбранных пользователем. Однако особый интерес представляет опция Pre «Tilt Control». Это регулирует частоты выше и ниже заданных пользователем точек перегиба — настройки по умолчанию — 200 Гц и 2000 Гц — так, чтобы тускло звучащая запись могла «наклониться» в сторону более живого тонального баланса, а чрезмерно яркую — можно было «приручить». У меня есть файл величайших хитов Линды Ронштадт в формате 24/96, который мне трудно слушать, несмотря на то, что я люблю эту музыку. Вокал резкий и острый, гитары жесткие, струнные звучат резко, а барабаны безразмерны. Применение «наклона» вниз на 2 дБ подняло низкие частоты и ослабило высокие, сделав этот мастеринг вполне человечным.
Вернемся к настройкам тона и карманным источникам. Я прослушал десятки знакомых записей, чтобы определить, сохранился ли их фундаментальный характер без подделки. С точки зрения тональности компоненты Delta были нейтральными, нисколько не «редактирующими». Голоса, по-моему, воспроизводились правильно, в соответствии с впечатлениями после многих лет прослушивания этих записей на многих хороших аудиосистемах и даже на случайных живых концертах. Все они походили на самих себя. То же самое можно сказать и об инструментальных партиях, например об уникальных тембрах великих тенор-саксофонистов: Декстер Гордон и Лестер Янг, Джо Хендерсон и Сонни Роллинз. Точность в средней полосе обычно и есть заслуга такого рода нейтральности, но правильная структура обертонов также имеет решающее значение.
Интересно, что мои эталонные усилители XA 60.8 Pass я считаю (и мое мнение не изменилось) довольно нейтральными. Однако очевидно, что могут быть разные версии «нейтральности». Интерпретация Classé — прямолинейная и яркая, без вопиющих искажений намерений звукорежиссера. Это было более очевидно с акустикой Magico, чем Sonus. Оба усилителя делают музыку очень увлекательной, но, как обычно, все зависит от личных предпочтений. Когда я сравнил Delta Pre с моим привычным ЦАП T+A DAC 8 DSD, который имеет регулятор громкости, позволяющий напрямую подключаться к усилителям, различия были, но они казались несущественными. Бас немного более сфокусирован у T+A; звук барабанов — более резкий в тракте с Classé. Но я не слышал значимых различий в тональном балансе или пространственных параметрах.
Также вам будет интересно:
Возможность регулировать усиление совсем небольшими шагами с помощью Classé Pre является сильным аргументом в его пользу. В частности, для классической музыки существует правильный уровень воспроизведения, определяемый записанной акустической перспективой. Слишком громкое воспроизведение записи с перспективой из середины зала с целью добиться непосредственности, которой там нет, является ошибкой; установка слишком низкой громкости для записи, сделанной из точки прослушивания дирижера — также неудачный выбор. И часто «правильная» настройка громкости оказывается «между двумя щелчками» на ступенчатом аттенюаторе. С Delta Pre такое вряд ли случится.
Хотя, по общему признанию, ни один из громкоговорителей, используемых для оценки компонентов Classé, не был особенно сложной нагрузкой, тем не менее было ощущение достаточного динамического запаса. Оркестровая кульминация в середине вступительной части записи Концертгебау Бернарда Хайтинка Симфонии № 15 Шостаковича завершилась изящно, лучше, чем я ожидал, со скромными двухполосными Magico S1 Mk2 без сабвуфера, звучащими на нормальной громкости. То же самое и с хорошо записанными барабанами — малый барабан на «Ghetto of My Mind» с диска Рики Ли Джонса «Летающий ковбой» имел «носок», который ассоциируется с большими динамиками, «раскаченными на полную». В пространственном отношении Delta Stereo работает так же хорошо, как и любой другой двухканальный полупроводниковый усилитель, который я слышал с симфоническими записями, которые превосходят по этому параметру — например, исполнение Шостаковича в интерпретации Бернарда Хайтинка. Размещение музыкантов на сцене и воздух большого голландского зала были воспроизведены не так эффектно, как тогда, когда мои обычные моноблоки XA 60.8 Pass управляли колонками Magicos. При прочих равных или близких к равным, вероятно, истина заключается в том, что моноблоки всегда превосходят стереооконечники, когда дело касается звуковой сцены и визуализации. Если эта конкретная аудиометрика имеет первостепенное значение, вам, возможно, следует рассмотреть пару Delta MONO, если, конечно, у вас есть место и средства чтобы пройти по этому пути.
Фонокорректор Pre окозался очень тихим, хотя для достижения удовлетворительного уровня громкости оркестровых записей необходимо было значительно увеличить усиление. Вся прелесть винила оказалась очевидна. С моей ценной копией For Duke от M+K, записанной по технологии direct-to-disc, звук был ощутимым. Специально для тех, кто иногда слушает пластинки, Pre предоставляет все необходимые варианты фонокорректора.
Что касается моих прежних опасений по поводу того, что параметрический эквалайзер Pre может быть недостаточно использован значительной долей владельцев: я должен сказать, что сам не чувствовал сильной потребности в каких-либо настройках. Я использую коррекцию акустики помещения DSP (Anthem's ARC) для прослушивания объемного звука, но не вижу в этом особой необходимости со стерео. Дэйв Наубер загадочно заметил, что будущий процессор объемного звука Classé «...может содержать или не содержать какую-то автоматизированную систему. Если «да», то скорее всего потому, что мы прогнулись.»
Delta Pre и Stereo от Classé — это безупречно спроектированные и собранные продукты, которые предлагают впечатляющую эксплуатационную гибкость и надежность. Усилитель обеспечивает достаточную мощность для работы практически с любой акустикой, которую вы захотите использовать. Эти два компонента выглядят привлекательно и очень хороши в домашних условиях. И звучат они хорошо, что означает, что они не вмешиваются в звук и сохраняют фундаментальный характер записи, определенный звукорежиссером. Delta Pre и Stereo ничего не добавляют к этому, именно так, как это должно быть.
Технические характеристики Delta PRE
- Тип: двухканальный твердотельный усилитель с ЦАП и фонокорректором
- Аналоговых входов: два симметричных, три RCA (один из которых phono)
- Цифровые входы: коаксиальный (3), оптический (3), AES/EBU, USB дополнительный
- Входы фонокорректора: два варианта (XLR, RCA) с возможностью настройки для подвижного магнита, подвижной катушки с низким выходом и подвижной катушки с высоким выходом
- Поддерживаемые форматы:
- вход USB: 32-бит/384 кГц PCM и DSD2. 2/5. 6/11, 3 МГц
- коаксиальный, оптический и AES/EBU входы: до 32 бит/192 кГц PCM
- Выходы: балансные и RCA правый и левый, сабвуфер, два дополнительных выхода (один может быть назначен на второй сабвуфер)
- Размеры (ШхВхГ): 44,45x12x44,45 см
- Вес: 13,6 кг
Технические характеристики Delta STEREO
- Тип: полупроводниковый стереоусилитель класса AB (в классе A до 12,5 Вт/8 Ом)
- Выходная мощность: 250 Вт на 8 Ом, 500 Вт на 4 Ом
- Входы: одна пара XLR, одна пара RCA
- Входное сопротивление: 82 кОм (симметричный и RCA)
- Выходы: Две пары.
- Размеры (ШхВхГ): 44,45x22,1x49,2 см
- Вес: 46 кг