Тест активных напольных колонок DALI Rubicon 6 C: густота и монументальность
Напольные модели из новой активной беспроводной линейки датской компании вовсю используют цифровые технологии, но при этом в различных жанрах сохранили естественное аналоговое звучание.
Как и у полочников, основным способом получения аудиосигнала для Rubicon 6 С стала беспроводная передача по помехоустойчивому высокоскоростному каналу. Данная модель объединила в себе технологии из напольных колонок Rubicon 6 и Callisto 6 С — с последними совпал даже цифро-буквенный индекс.
Защитные грили здесь действительно прочные и способны защитить диффузоры от различных неприятностей
Прежде всего, у объекта нашего теста, как и у обоих его прародителей, одинаковые динамики. За средние и низкие частоты отвечает пара 165-мм диффузоров, изготовленных по собственной технологии из бумажной массы с армирующими вкраплениями древесных волокон. Также в них используются фирменные магниты SMC из мягкого компаунда, которые в значительной мере снижают искажения звука.
Верхние частоты в новых напольниках обслуживает проверенная пара из 29-мм твиттера с мягким тканевым куполом и 17x45-мм ленточного излучателя, работающего от 14 000 Гц. А разделение в частотном диапазоне на отметках 800, 2 600 и 14 000 Гц происходит не с помощью привычных кроссоверов, а посредством встроенного DSP.
Оба твиттера и СЧ/НЧ-динамики вмонтированы в алюминиевые основания, которые крепятся к 25-мм передней стенке из МДФ с помощью мощных винтов. Сам корпус по размерам и внешнему виду практически совпадает с пассивными Rubicon 6 — спереди различие можно установить лишь по светодиодной полоске, переливающейся при изменении громкости.
Отделки колонок аналогична полочным 2 С: черный лак, белый глянец и имитация текстуры грецкого ореха. Впрочем, подобный набор цветов используют многие компании.
Внутренние процессы
Как и колонки Callisto, напольные активные «Рубиконы» могут принимать аудиосигнал двумя способами: беспроводным цифровым потоком с помощью концентратора-ретранслятора Sound Hub и через RCA-кабель от внешнего предусилителя – в этом случае аналоговый сигнал конвертируется в цифровой посредством встроенного АЦП.
Ленточный излучатель размером 17x45-мм отвечает за верхние частоты от 14 000 Гц
Второй вариант считается второстепенным и применяется, главным образом, при отсутствии беспроводного передатчика. Однако, как показало общение с другими моделями, активные DALI хорошо справляются с оцифровкой — и если аналоговый источник качественный, то серьезных претензий к звуку не возникает.
Принятый с помощью радиомодулей цифровой сигнал от Sound Hub обрабатывается однобитным ЦАПом Burr Brown PCM1796 и DSP-процессором, который также выполняет функции кроссоверов. Затем поток поступает на два самоосциллирующих цифровых усилителя класса D с петлей обратной связи общей мощностью 250 Вт, которые подключены непосредственно к динамикам.
Также верхи обслуживает 29-мм твиттер с мягким тканевым куполом
Процесс беспроводного подключения несложен: нужно лишь нажать на каждой колонке кнопку «Link Connect» в нижней части задней стенки — и колонка начнет связываться с хабом. Это действо сопровождается нехитрой мигающей анимацией на небольшом ЖК-дисплее. Здесь же, внизу, находятся RCA-разъем аналогового ADC-входа, а также кнопка питания, гнездо сетевого кабеля и сервисный USB-вход.
Третий не лишний
Каждая пара колонок серии Rubicon C по умолчанию идет в комплекте с упомянутым беспроводным концентратором Sound Hub, хотя есть возможность купить акустику и без него. Но все же свои лучшие качества «Рубиконы» демонстрируют именно с хабом, да и его цена в комплекте просто разительно меньше.
Прежде всего, в интерпретации DALI беспроводную передачу следует понимать не как альтернативу акустическому кабелю для удобства размещения колонок или чтобы провода «не путались под ногами» (хотя и это немаловажно). Это уже не альтернатива, а практически полноценная замена, ведь если речь идет о цифре, а компоненты системы связываются между собой по 30-битному протоколу I2S с разрешением 24 бит/96 кГц (свободные биты используются для управления громкостью и другими параметрами), то сигнал в должном качестве возможно передать и таким способом.
Для связи задействован частотный диапазон 2,4 или 5,8 ГГц, дополнительный роутер Wi-Fi вам не нужен — компоненты связываются между собой напрямую. При коммуникации не возникает потерь и сохраняется побитовая точность. Конечно, все это можно сделать и по проводам, но зачем, если современные технологии позволяют обойтись без них.
И снова знакомый нам фирменный диффузор с вкраплениями древесной массы
Зато, благодаря обилию вариантов для подключения, Sound Hub может стать сердцем (или мозгом) вашей домашней системы. Судите сами, у него есть: два оптических TOSLink-входа и коаксиальный S/PDIF, аналоговый RCA и 3,5-мм mini-jack разъемы, «по воздуху» к нему можно подключиться через соединение 24 бит/96 кГц и посредством Bluetooth (AAC, apt-X/apt-X HD).
Возможность самостоятельной работы со стриминговыми сервисами и в мультирумной сети реализуется с помощью идущего в комплекте модуля BluOS NPM-1 — кстати, сертифицированного под формат MQA. Этот блок работает с одним из двух специальных портов на задней стенке хаба.
Надежная опора
Концентратор Sound Hub преобразует и перенаправляет по воздуху сигнал от различных цифровых и аналоговых источников
Для наглядного сравнения сначала включаю композицию Metallica «For Whom the Bell Tolls», которая неожиданно эффектно прозвучала на полочной версии. Сейчас звучание, как и предполагалось, стало более тяжелым, массивным и объемным. И теперь я в затруднении — какой вариант предпочесть. Железа в подаче напольников больше, но полочники кажутся суше, быстрее и четче. Тут уже — как говорится, на вкус и цвет.
Хард-рок в лице «Thunderstruck» AC/DC колонки отыграли очень драйвово: с полновесными хлесткими барабанами, филигранным отчетливым запилом Ангуса Янга — словом, детально и эффектно. Но на мой взгляд, слишком уж современно. Причем это сугубо личная придирка — вот нравится мне как эта композиция звучит с винила и через ламповый усилитель.
На задней стенке внизу, в числе прочих, расположены кнопка коммутации с хабом, анимированный дисплей и разъем RCA ADC IN
Британские альтернативщики Muse выступили с переменным успехом: композиция «Assassin» показалась мутной и неразборчивой, но она изначально отличалась повышенной нагрузкой на слух и мозг, зато к песне «Dead Inside» претензий не было — инструменты и вокал были различимы, а сама подача получилась плотной и эмоциональной.
Вот у Марка Нопфлера и в сольной карьере практически все записи сделаны безукоризненно — так что неудивительно, что композиция «Beryl» прозвучала детально, ровно и сбалансированно. А образцовое кантри «Give My Love To Rose» в исполнении Джонни Кэша показало, что колонки могут звучать камерно и даже интимно, в полной мере раскрывая бархатистый голос исполнителя под аккомпанемент живой и естественной гитары.
Электронную музыку все линейки DALI играли без проблем, поэтому я был уверен, что композиции от немецких корифеев жанра Kraftwerk прозвучат без нареканий. И действительно — звук был упругим, динамичным, с обилием басов. Обычно мне нравится слушать электронику на чем-нибудь агрессивно-цифровом, где DSP добавляет искусственных оттенков. Но нет — парадокс в том, что активные Rubicon 6 С прозвучали здесь слишком аналогово, и сейчас им за это (несмотря на мои личные вкусы) большой плюс.
В живой записи оперы-буфф Доницетти «Don Pasquale» из Метрополитен-оперы голос Анны Нетребко звучал живо и непосредственно. Но важнее было, насколько точно и объемно колонки передали не только сцену и расстановку солистов с их передвижениями по сцене и легким стуком каблуков, но даже явственно нарисовали перед сценой зал с периодически ерзающими и покашливающими зрителями.
Вывод
Напольники Rubicon 6 C в моем понимании представляют собой как раз то самое беспроблемное решение, когда требуется найти действительно качественную универсальную акустику без поправок на усредненность и упрощенность звучания и при этом не мучить себя поисками подходящего усилителя. Правда, этот вариант бюджетным не назовешь.
Подача этих колонок отчасти схожа со звучанием полочников, но отличается большей густотой и монументальностью — за счет хорошей опоры на низах. Полочники же светлее и прозрачнее — так что выбор в рамках линейки есть.
Достоинства: способность эмоционально и выразительно воспроизвести практически любые музыкальные жанры. Детальный ровный звук. Насыщенные и при этом аккуратно оформленные басы.
Недостатки: требовательны к качеству записи. На тяжелых скоростных жанрах местами хочется лучшего контроля динамиков усилителем.
Источник: stereo.ru