Акустические системы DALI Opticon 6 Mk2. Тест
Когда знакомая всем модель выходит в обновленном виде, то возникает нешуточная интрига: а с чего вдруг производитель решился на изменения? Если это устранение недочетов первоначальной конструкции, должно стать обидно первым обладателям. Но иногда поводом для модификации становится стремление упростить продукт и тем самым снизить его себестоимость. Тогда могут быть разочарованы новые покупатели. Давайте узнаем, кому надо радоваться в истории со вторыми «Оптиконами».
В 2016 году комплект 5.1, составленный из Opticon 6/2/Vokal и сабвуфера K-14 F, был признан ассоциацией EISA «Лучшими акустическими системами для домашнего кинотеатра».
Годом позже напольные «шестерки» получили награду и от нашего издания. В тесте с весьма серьезным аудиокомпонентами они удивили линейностью и деликатностью, редким умением звучать богато, но не привнося в звук себя. Поэтому, несмотря на принадлежность к младшей аудиофильской серии, в редакции их признали «Выбором эксперта».
Новость о выходе модернизированной версии колонок, которые и так на 100% оправдывали название бренда Danish Audiophiles Loudspeakers, лично меня больше насторожила, чем обрадовала. Ладно бы шла речь только о внешних обновлениях — о более строгом однотонном матовом оформлении переднего щита, о новой отделке под модный дуб, о новых расцветках текстильных грилей. Тренды в интерьерном дизайне меняются постоянно, и освежить «косметику» спустя пять лет производства — дело, наверное, правильное. Но стоило ли вмешиваться в звук? А из технического описания следовало как раз это — инженеры DALI поставили новую пищалку и переделали кроссоверы.
К счастью или нет, но изменений не носят кардинального характера. Как и «шестерка» образца 2016 года, Mk2 тоже имеет причудливую схему в 2 ½ + ½ полосы и даже сохранила те же частоты деления. Формула означает, что из двух одинаковых мидбасовых головок только одна доигрывает до «твитерных» частот (2200 Гц), а вторая заканчивает свою «смену» несколько раньше (на 800 Гц). Второе слагаемое — это «половинка», образованная частичным перекрытием рабочего диапазона ленточного супертвитера и полосы основной купольной пищалки.
В магнитных системах основных драйверов используются фирменные магниты из Soft Magnetic Compound (этот материал из-за гранулярной структуры почти не проводит электричество и тем самым снижает проблему вихревых токов). Диффузоры — традиционная для DALI пропитанная специальным лаком целлюлоза с добавлением древесных волокон для устранения резонансов (иной цвет материала по сравнению прежними моделями указывает, вероятно, на измененную рецептуру пропитки). Катушки — легкие двухслойные. Корзины — солидные алюминиевые. Здесь, как видим, никаких следов удешевления нет.
Новый гибридный ВЧ-модуль взят от активных систем Callisto. Он более современный, его купольная часть отличается увеличенным до 29 мм калибром, что, по идее, может обеспечить более широкую дисперсию излучения и меньшие искажения на высоких уровнях. Но я уверен, что его поставили не потому, что прежняя спарка была чем-то плоха, а для унификации «Оптиконов» с более дорогими моделями.
И, наконец, кроссоверы. В описании находим обтекаемую фразу о том, что топология новых фильтров сделана «настолько простои?, насколько возможно, чтобы число компонентов между усилителем и динамиками было минимальным». Также в официальных источниках встречается и фото фильтра (как раз из Opticon 6 Mk2). Он действительно прост, а базой для него служит не печатная плата, а пластинка из ДВП, на которой навесным монтажом и точечной пайкой закреплены четыре катушки, четыре сопротивления и три емкости (специалисты наверняка догадаются, что и каким порядком фильтруется). Выглядит такая конструкция не слишком эффектно и дорого, но с виброакустической и электрической точки зрения все сделано грамотно.
Ну а теперь самое время сравнить прежние Opticon 6 с новыми моделями в равных условиях. Для этого я прибег к системе, характер звучания которой мне отлично знаком. Кстати, селектор АС у интегральника позволяет оперативно переключать тестируемые пары, но чтобы получить абсолютно равные условия, я пользовался не им, а вручную переключал кабели на колонках.
Итак, с прежними моделями звучание получается отмытым и элегантным в середине, воздушным и подробным на ВЧ, но при этом не назойливым, без агрессивных составляющих. Бас — приятный, округлый, наполненный. Сцена более четкая по направлению, чем по планам. Динамика живая, обостренная, но не суетливая. В целом — хороший результат. Можно ли от недорогих колонок требовать большего?
Оказывается, можно. Mk2 звучат на йоту менее ярко в средне-высокой полосе и лишены искристого оттенка на самых высоких звонких, но у них лучше проработан средний и высокий бас. Когда возвращаешься к старой модели, начинает казаться, что эту часть спектра системы выдают с какими-то гулковатыми оттенками, да еще и упрощают его — «недокладывают» твердости и плотной фактуры.
Середина с ВЧ у Mk2 согласована иначе. На первый взгляд, новые системы здесь не так линейны и комфортны, но чем больше слушаешь, тем полнее осознаешь, что в месте стыковки просто ничего не замыливается — нет информационного провала.
И третье отличие, которое сразу не бросается в глаза — более устойчивая локализация кажущихся образов, которые либо вынесены за стереобазу, либо расположены на очень дальних планах. На некоторых записях, сделанных бинауральным способом, модернизированная акустика вообще дает почти оптическую точность в иллюзии стерео! И я не думаю, что это объясняется только лишь парным подбором АС по финальным параметрам, которые использует DALI даже при производстве недорогих моделей. Скорее всего, это следствие всех изменений — и применения новых пищалок, и переделанных фильтров.
Новые модели не потребуют долгого привыкания к своему тональному почерку. Кому-то они покажутся чуть «притемненными», но они натуральнее в передаче тембров и совершенно точно превосходят предшественников по звуковом разрешению. А выяснилось это совсем просто.
В моем распоряжении было несколько пар акустических кабелей, близких по материалам и характеристикам (разница только в геометрии). Так вот, на старой модели замена одного провода на другой мало что меняла в звучании, а на новых «Оптиконах» становилось отчетливо слышно, что один, например, склонен чуть смягчать динамику на краях диапазона, зато вкладывает в средний регистр что-то живое и цельное, с массой пикантных подробностей. А другой обеспечивал более задорный и прозрачный саунд с эффектом «дорогой аппаратуры» (и этим, кстати, делал вторую модификацию Opticon 6 слегка похожей по характеру на первую).
При такой чуткости к кабелям Opticon 6 Mk2, несомненно, заслуживает наград «Выбор эксперта» еще в большей степени, чем их предшественники. Ну а соотносится ли это с разницей в цене — решать вам. В этом мире уже давно ничего не дешевеет.
Источник: Журнал Салон АУДИО ВИДЕО
Автор: Руслан Тарасов